Дневник шестой сессии проекта «Театральное ПТУ»

22 июня. День семнадцатый.

8D2B9C43-40BF-4D90-A770-549B8866E761

Последний день шестой сессии проекта «Театральное ПТУ» начался с практикума, посвященного подготовке адаптированного технического приложения, который провели технический директор фестиваля «Золотая маска» Михаила Удовиченко и художник по свету Алексей Наумов. Сколько времени уходит на монтаж спектакля, обязательно ли нужно прописывать весь тайминг в техническом графике, как бороться с его несоблюдением – об этом и многом другом поговорили с участниками те, у кого огромный опыт в гастрольной адаптации спектаклей.

B068DEB0-6754-4C09-9A28-F90512D05C82 20CE90B7-0345-47AE-9720-1BBCCAA9FDCB

В 15:00 завпосты представили результаты решения сложных и интересных технических задач, с которыми сталкивались на собственных сценических площадках, услышали советы и комментарии от художника-сценографа, Заслуженного художника РФ Николая Симонова и были награждены сертификатами Союза театральных деятелей РФ за подписью Председателя Союза А.А. Калягина. Шестая сессия проекта «Театрального ПТУ» завершена – надеемся, что приобретенные тут знания и связи помогут выпускникам совершенствовать региональные театры страны и театральное искусство России в целом.

 DBCAEB4B-54E9-4847-AF73-86D11931D918

21 июня. День шестнадцатый.

12B2D812-4361-4BD7-93CF-B6A18AD21C1C 6A615B45-E49D-4015-9F71-D5BCC58ADE0A 392A820D-89BA-4100-B0D0-DEED20EBCA90 11D465E1-E4A5-47EE-95C4-756F9EEEAFD7 700A08DD-7406-4813-94EC-8A1BE407C311 5E4EAE16-D888-4E1B-B0C3-70B48F37AE8A

Шестнадцатый день проекта «Театральное ПТУ» начался в театре им. Евгения Вахтангова, экскурсию по многочисленным площадкам которого для участников провел заведующий художественно-постановочной частью театра Владимир Степанович Довгань. Участники побывали на Новой сцене театра, в Арт-кафе, Симоновском филиале, заглянули в столярный цех и краем глаза увидели работы по световому переоснащению Основной сцены. Владимир Степанович рассказал завпостам про все возможности нескольких площадок театра и поделился мнением о том, почему он не очень доверяет полное управление механизацией сцены компьютерам и больше надеется на людей.

1AFE95AA-5068-41D6-A0C1-2EDDA29CA096 C5285B29-8C54-44EC-9593-60A0069B0811 B54BA600-B6E7-48AC-9DDF-25084E5B96E3 E73899F5-C693-4AF1-8739-660BA36190A6 6A3407D6-56BC-46D2-8F9C-3454311A1E1F 112DAF93-8D7C-4158-9AE6-B6A2E9F60CC0

Затем участники отправились в МХТ им. А.П.Чехова. Заведующая постановочной частью Основной сцены Надежда Быханова подробно рассказала о реконструкции театра в 2006 году, о нижней и верхней механике сцены и представила завпостам начальника отдела художественного освещения Тимура Саитова, который продемонстрировал дистанционное управление световыми приборами с айфона. Завпосты побывали в машинном зале, в трюме знаменитой сцены, увидели Малую сцену и склад декораций, а также узнали, как удобно все автоматизировано водном из самых знаменитых драматическом театре России.

0BCBADD3-E858-4C3C-9082-E54312CF750D

В 15:30 руководитель отдела материалов и сценического дизайна компании «ДОКА Центр» Маргарита Белоусова познакомила участников со всем многообразием современных сценических материалов, а также привела примеры последних сложных и интересных проектов, над которыми работала компания «ДОКА Центр». 

F7B70DAD-0DD8-44E2-B491-26F2A3EE83F2

С чего начинается реконструкция театра? Об этом завпостам рассказал технический директор компании «ДОКА Центр» Анатолий Айрапетянц и поделился своим многолетним опытом в переоснащении театральных площадок, в подробностях рассказав о реконструкции и переоснащении таких театров, как Театр Наций, Воронежский театр драмы им. А. Кольцова, Орский театр драмы, театр «Et Cetera», театр им. Евгения Вахтангова, и показав результаты работ в этих театрах.

20 июня. День пятнадцатый.

0A2CB0AA-C486-4864-A66A-20A9B5A999AA

Пятнадцатый день шестой сессии проекта «Театральное ПТУ» начался с лекции сотрудников видеоцеха Электротеатра «Станиславский» Константина Вьюева и Тараса Хворостяного. Вместе с Максимом Чепилем, они на примерах конкретных спектаклей Электротеатра рассказали о том, чем занимается видеоцех в театре, какие задачи приходится решать и как происходит выбор оборудования для выполнения этих задач. А также представили 3D-модель сложного сценического решения оперы «Проза» – неудивительно, что монтаж подобных спектаклей в Электротеатре занимает минимум один день.

559EFE9E-456C-4AAD-9BBA-C41DEF3A4A82

Затем директор по развитию бизнеса BARCO Андрей Манкос подробно рассказал о видеопроекционном оборудовании. Участники проекта узнали, что даже среднее качество изображения можно увеличить до 4К всего в один шаг благодаря запатентованной технологии Single Step Processing, а также познакомились с особенностями последних моделей проекторов Barco и областями их применения.

45254353-24FE-40AE-A83B-3A0F26177894

День мультимедиа продолжил менеджер по работе с партнерами Epson Сергей Епихин. Он представил завпостам возможности широкоформатных принтеров, с помощью которых можно создавать театральные декорации, реквизит и костюмы. Онтакже подробно рассказал о решении сложных задач, с которыми справляются современные видеопроекторы Epson, представил несколько театральных проектов, в которых были использованы эти проекторы, и провел мастер-класс по настройке видеопроекции.

01ABD630-5E05-4C1D-A851-C63F947BCD96 80B64762-61DA-4779-A024-166EC72734EE

А в завершение дня художник по свету, ведущий программы «Люди света», менеджер образовательных программ Robe Lighting Борис Волков провел объемный практикум на тему создания светового оформления зрелищного спектакля на основе современных моделей диодного оборудования, работу которого продемонстрировал тут же, в фойе Театрального центра «На Страстном».

19 июня. День четырнадцатый.

093A1D39-9FA1-4EAB-BF0D-42AFD6AE64A1

Сегодня утром мы продолжили разговор о подходах к адаптации спектаклей, приезжающих на международный фестиваль. На сей раз своим опытом работы с российскими и зарубежными коллективами поделился технический директор Платоновского фестиваля Илья Скрипников. Он рассказал о структуре фестиваля, о процессе переговоров с коллективами и поиске технических решений, перечислил необходимые для организации гастролей документы и рассказал о том, какие трудности могут подстерегать технического директора фестиваля, даже если все договоренности достигнуты и форс-мажоров, казалось бы, уже не случится.

26505681-7048-4621-A908-64A167B44913

‪В 13:00 технический специалист по продажам компании Altman Lighting Хайме Фридстадт представил световое оборудование американской компании, расположенной в двух шагах от Бродвея и специализирующееся в основном на театральных прожекторах. Даже архитектурные светильники Altman управляются по DMX, выпускаются с различной цветовой температурой и несколькими видами отражателей, что позволяет использовать их в театральных залах. И, конечно, участники смогли увидеть функционал приборов Altman на практике.

369F4B12-9B1F-4EED-844C-AF9E68B0E32D 35BC7473-0426-42C5-93F4-7B1A35FF7EE6 A9A0AC46-3A23-456B-92B2-472F6B073B71 65F966DB-CD00-4164-A006-6355B9B46B41

Следом владелец, основатель и исполнительный директор компании LDDE Курт Райтер представил завпостам светодиодные приборы заливного света и диодные лампы плавного диммирования Softled, визуально имитирующие лампу накаливания, рассказав об их разработке, возможностях и примерах использования. Уверены, что участники, протестировав новое оборудование, точно решили, нуждаются ли их цеха в обновлении световых приборов.

18 июня. День тринадцатый.

AB791282-84E8-4202-A174-342EF6B5913D

Тринадцатый день проекта начался с практикума по адаптации российских и иностранных спектаклей к новым площадкам. Технический директор фестиваля «Золотая Маска» Михаил Удовиченко и художник Алексей Наумов обсудили часто встречающиеся технические задачи и разобрали возможные варианты их решений.

3A56CFAC-C4FD-47A1-886C-2D678B730A30

Продолжил практикум по адаптации спектакля технический директор Евгения Гришковца Максим Чепиль, обсудив с участниками проекта приемы и варианты адаптации фестивального спектакля к сцене Театрального центра «На Страстном».

830BF948-954E-405B-9C2E-FF839DEDAAD6

В 14.30 специалист компании Techlumen Srl. Виктор Михеев погрузил завпостов в мир электротехники и в подробностях рассказал о принципах работы диммеров и цифровых протоколов передачи данных для управления светом.

91F55954-134E-476C-9925-EF614B73B14E D7C276DF-60A2-46FB-8FD2-268694DFA98B

‪Вторая лекция сегодняшнего дня была посвящена передовым технологиям в управлении сценической механикой сцены театров и концертных площадок. Руководитель отдела комплексных решений компании Sistema Марк Озеров познакомил завпостов с интересными приемами применения театральной автоматизации: от лебедок и люков-провалов до комплексных систем управления.

А в завершение обучающего дня участники проекта отправились в театр имени М.Н.Ермоловой на сложный с технической точки зрения спектакль Максима Диденко «Текст», где одновременно используются три проектора, а в режиме реального времени на экраны транслируется изображение с видеокамер и айфонов.

17 июня. День двенадцатый.

4553D8AB-A8F7-4ADD-AB6D-545DCDBA98EC

Сегодня участники проекта вновь встретились с деканом факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольгой Неволиной. На этот раз Ольга подробно разобрала с участниками характеристики и свойства материалов, которые чаще всего используются при производстве декораций, а также отметила, что в погоне за воплощением творческих задач нельзя забывать о требованиях безопасности.

E649F918-D2E6-4402-B3BC-2721BC7395F3 3EBB5C12-72B6-4003-8452-B5D8B128C3EA

В 14.00 технический специалист по продажам компании Licht-Technik Vertriebs GmbH, руководитель проектов по оснащению театров и съемочных площадок Фолькер Нойланд предоставил возможность участникам на практике опробовать основную линейку оборудования Licht-Technik Vertriebs GmbH – скроллеры, шторки и моторизованные лиры высокой надежности.

BD92E3A1-569D-4EAA-A143-31458ED2A99F

Затем завпосты прослушали лекцию инженера-электронщика, специалиста компании Techlumen Srl. Виктора Михеева о светодиодах и подробно обсудили их виды, характеристики и параметры. Виктор рассказал о принципах работы светодиодов и объяснил, почему даже самые современные диодные источники не заменят лампы накаливания.

48D1F08B-E432-4EF0-9A09-F53AF36BB891

Взавершение учебного дня Алексей Иньков, ведущий специалист и тренер представительства MA Lighting в России, рассказал участникам о новой линейке консолей GrandMA 3 с улучшенным процессором, новыми возможностями и усовершенствованными динамическими эффектами и при поддержке компании “Дилер Центр” провел практическое занятие по программированию на данной консоли.

16 июня. День одиннадцатый.

F55D52DE-5E9E-48B8-B9CF-1B42D85C7CC3 91D0F3E2-2D86-406B-A49C-000D8048A39F

Сегодня практикующий специалист по работе с Lightconverse 3D ShowPlatform, CatalystMediaServer, световыми консолями семейства HOG и другими системами управления Виктор Шопин рассказал о том, как при помощи современных технологий можно создавать спектакль, уделяя больше времени именно творчеству: грамотная работа по визуализации позволяет продумать все детали постановки до выхода на площадку, а синхронизация по таймкоду исключает человеческий фактор во время проведения самых сложных спектаклей. Вместе с участниками Виктор разобрал особенности различного программного обеспечения под конкретные задачи, уделив внимание возможностям Lightconverse и принципам работы в Vectorworks.

312FEA02-4C90-475F-9ED2-03375B764950

В 18:00 координатор проектов ETC на территории СНГ Владимир Крайнов впервые в России и специально для участников и вольных слушателей проекта представил первую интегрированную среду 3D-программирования для консолей ETC, позволяющую в трехмерном режиме управлять световыми приборами как с пульта, так и с мобильного телефона.

3B408AA2-0058-4880-BC89-3FC2D719066B

А в 19:10 директор направления «Свет» компании «ДОКА Центр» Василий Литвин продемонстрировал работу первого светодиодного интеллектуального прожектора от ETC Relevé Spot, преимущество которого заключается в бесшумной работе, аддитивном синтезе цвета и запатентованной технологии Whisper Home, благодаря которой старт прибора почти незаметен. Спасибо компании ETC за уникальную возможность для участников проекта «Театральное ПТУ» познакомиться с прибором на практике!

15 июня. День десятый.

C66F1C4C-7767-42DC-9B88-8EF8C5313C95 BB96110D-B61A-4117-BCE1-0616E68DFBC4

Десятый день образовательного проекта «Театральное ПТУ» начался с лекции технического директора и художника по свету Глеба Фильштинского и его помощника Алексея Полубояринова, которая посвящена особенностям создания интегрированного мультимедийного шоу при помощи таймкода, к которому привязываются все остальные эффекты, будь то световые переходы, видеопроекция, сценическая механика или спецэффекты. Участники увидели записанное в LightConverse масштабное шоу, созданное для осеннего праздника фонтанов в Петергофе, а затем  сравнили его с видеозаписью того же спектакля.
Лекция прошла при поддержке Школы «Шоу Консалтинг» и компании «Дилерцентр».

14E2012E-9B4A-406A-AFD2-6E7CDF1E13C6
В 14:00 инженер-электронщик, специалист компании Techlumen Srl. Виктор Михеев познакомил участников с основной продукцией компании и в подробностях рассказал о строении и функционале представленного оборудования. А затем участники «Театрального ПТУ» смогли испытать на практике работу этих приборов.

4C06229F-3378-4B9F-8F92-427618BB8AA4 B23C4F5D-2BB9-4393-8D54-20E3590B30FB

DBC697D3-4EB0-42DC-8186-57B280649F8F
Затем управляющий компании Niethammer Lichttechnik Марио Шпренгель продемонстрировал возможности высококачественных, тихих (что очень ценно в театре) и энергоэкономичных светодиодных прожекторов, а во второй, лекционной, части рассказал о фотобиологических свойствах светодиодных источников света, зарубежном опыте измерения опасности светодиодного излучения для человеческого глаза и нормативах использования таких приборов в театрах.

14 июня. День девятый.

A9AB4419-868A-4135-BD58-F84D98589D40 291A4258-421B-4A0D-9413-B80AABBEF7F2

Сегодня театральный художник по свету, технический директор, автор мультимедийных спектаклей и художественный руководитель Студии «Шоу Консалтинг» Глеб Фильштинский вместе с ассистентом, педагогом по постановочному свету и видео, художником-технологом и видеоинженером Алексеем Полубояриновым рассказали участникам проекта о европейской структуре художественно-постановочной части и поделились опытом работы над выпуском зарубежных спектаклей. Надеемся, что когда-нибудь многие российские театры смогут планировать выпуск новой постановки на 5 лет вперед, а службы художественно-постановочной части начнут участвовать в подготовке спектакля с момента утверждения макета.

49609647-566D-4783-B631-F7A9F2C988AB

Каким правилам нужно придерживаться при оформлении всех чертёжных документов и какие условные обозначения облегчат взаимопонимание художника, постановочной части и производства – об этом и много другом сегодня подробно рассказала декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольга Неволина.

E9A78C4D-C703-425E-9856-E1184A594787

В 16:10 главный художник по свету театра «Ленком» и лауреат премии «Золотая маска» Евгений Виноградов показал несколько примеров светового оформления спектаклей и поделился своим алгоритмом работы над созданием светового паспорта спектакля: от анализа эскизов и макетов творческой группы до непосредственной записи световой партитуры.

41308E85-FD81-4B41-B3C8-812BDF453F4C

А в 18:10 художник по свету Евгений Солдатов рассказал слушателям, на какие аспекты архитектуры здания, оборудования и электропитания нужно обратить внимание при переоснащении парка светового оборудования.

13 июня. День восьмой.

Сегодня художник по свету Большого театра, педагог Театральной школы Константина Райкина, автор образовательных книг о театральном свете Елена Древалева провела с участниками практический разбор премьерных постановок Большого, в том числе балета Кирилла Серебренникова «Нуриев», и рассказала об уникальности светового комплекса, который существенно обновился после реконструкции театра.

C92C6C2E-0EB0-4807-AC15-3AB0F82CFF5F

Сначала участники проекта «Театральное ПТУ» ознакомились со схемой Большого театра не выходя из «Страстного», а затем отправились на экскурсию, чтобы своими глазами увидеть главный театр страны. Елена Павловна показала потаенные лабиринты и переходы театра, аппаратную, репетиционные залы, фойе, Бетховенский зал-трансформер и, конечно, историческую сцену. Участники поблуждали среди декораций к спектаклю «Дон Карлос», удивились мощнейшему и современному световому оборудованию и не забыли сделать фотографии на память со знаменитой достопримечательностью – люстрой Большого!

3A9BF11F-4F53-4F79-B978-CC924B0825A201C47C2C-9A3E-42B4-A024-DF312FD1F7FC 441842E9-F000-4E46-B018-71DECD51C4F6 9FA66542-B5D1-4E05-9FB4-58A087221463 FCFCEF59-E6D2-4F9F-A6A9-7378896DE416EF04CD98-1021-4FA0-A51E-91F7E6083F8D

А в 19:00 театральное путешествие завпостов продолжилось в театре «Ленком» на суперсовременном спектакле-антиутопии «День опричника», поставленном по романам Владимира Сорокина. Участники проекта завтра встретятся с художником по свету этого спектакля Евгением Виноградовым и смогут задать все интересующие их вопрсы о постановке.

12 июня. День седьмой.

AD1A2DE1-AE0D-4C05-9710-45B91F522ADB A80497AE-9E00-41D1-9D33-69FAF60B3ACB

Сегодняшний день проекта «Театральное ПТУ» был полностью посвящен практическим занятиям. В 10:00технический директор фестиваля «Золотая Маска» Михаил Удовиченко и художник по свету Алексей Наумов разобрали основные проблемы адаптации спектакля к новой площадке, рассказали, на что в первую очередь нужно обращать внимание в процессе переговоров, показали, как должен выглядеть световой райдер, схема развеса, список оборудования и описание его подключения. Профессионалы уверены, что райдер спектакля должен быть написан, как роман, а не как захватывающий детектив, чтобы, ознакомившись с ним, не возникало ни одного дополнительного вопроса.

30AA0807-CAF0-45A7-96BB-CA128B4F3074 37A898B7-7AD0-4944-8370-1107244A219EE931BA79-E2B3-4B2D-98AF-90B086D63F8E

Затем технический директор Евгения Гришковца Максим Чепиль поделился своим опытом работы на гастролях и, разобрав райдер спектакля, который нужно адаптировать к сцене Театрального центра, обсудил с участниками основные вопросы и познакомил их с технической оснащенностью основной сцены «Страстного».

B81EBBE1-081D-4530-BE2E-F947D5372732

Художник театра, кино и телевидения Валерий Фирсов и главный художник Калужского областного драматического театра Максим Железняков познакомили участников проекта с 3D-проектированием сценического пространства в программе SketchUp. Валерий Валентинович и Максим Александрович около 20-ти лет читают курс «Компьютерная графика. Трехмерное моделирование сценического пространства и визуализация» в Школе-студии МХАТ, поэтому им не составило труда ответить на все возникающие у участников вопросы и избавить их от страха при одной мысли о 3D-моделировании.

 D45AC945-2CA0-4170-991F-17F5CEF840B7 6A697206-EBA8-4E0B-80DF-71D3D08A39AF

Особенно приятно завершился седьмой день образовательного проекта – участники увидели спектакль «Сны Босха» известного канадского театра-цирка «7 пальцев»! Вдохновившись полотнами голландского художника, создатели решили оживить картины художника и представить потрясающее акробатическое шоу с использованием видео-анимации.

А после спектакля заведующая цехом звукового оформления театра Мария Ленарская и генеральный директор компании «Stage audio» Андрей Ахромеев провели для участников экскурсию по инновационному пространству, созданному звуком! Система L-isa, не так давно установленная в театре, позволяет не только увеличить площадь звукового покрытия в зрительном зале, но и создать эффект присутствия в любой его точке. Настоящий прорыв в театральных технологиях!

11 июня. День шестой.

5E503368-CEAB-441B-900D-4C3DED315DA9 6758772B-4298-4CE3-BABC-A8222F80B7B4

Сегодняшний день участников «Театрального ПТУ» начался с экскурсии-практикума по Новой сцене Театра Олега Табакова, которую провел заместитель художественного руководителя по Новой сцене Театра Олега Табакова Антон Величко.

DF2DD1F5-5E77-4519-8940-7613AA8133D2

E2D9E32F-D3BA-4F46-8A4D-43BA23240462 10F3CD12-9D67-453C-82A0-3D4BDCC1FA57

Он рассказал об архитектурных особенностях здания театра и устройстве его художественно-постановочной части, продемонстрировал основные технические возможности сценического оборудования, а затем познакомил участников с представителями каждого цеха, которые в подробностях поведали об особенностях акустической системы зала, принципах подбора светового и проекционного оборудования для Новой сцены, показали подъемно-опускные площадки, сетку колосников и, конечно же, аппаратные.

7C1AFB90-29DC-41BF-BEC4-ECF5F037AE15

В 13:00 начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Большого театра Галина Журова поделилась с участниками опытом в составлении и систематизации паспортов к операм и балетам Большого театра и показала примеры документов, которые предоставляются комиссии по приемке новой постановки. Техническую документацию Большого хранят не только в бумажном виде, но и в цифровом – для размещения в специально созданной электронной среде, чтобы с ней по необходимости можно было свериться из любой точки мира.

87C045E4-923B-44EE-8C57-2D68A33647A2 B55728A3-38E8-4C33-A251-B9511F434CC2

Затем завпосты переместились в мастерские «Сценический портал», где проектируют и создают декорации любого уровня сложности для кино, театральных проектов и концертных программ.

28D4145A-EE7F-4A5F-BD2D-80B540934AA7

Руководитель мастерских Леонид Керпек показал все помещения мастерских, рассказал о некоторых технологиях производства сложных декораций и поделился неординарными решениями насущных технических задач.

D63EA808-6E1C-4DD5-B018-A20C4B07FB8F 8238223C-F87E-4B13-84F6-557FE113C8AC

Участники убедились, что в этих стенах работают любопытные и пытливые люди, которые только рады получать сложные заказы и не боятся встреч с трудностями.

10 июня. День пятый.

09F6C92A-7FBD-4327-838A-1E496120A43E

Как с помощью LED-экранов и видеопроекции создать ГЭС в event-пространстве Tesla 4000? Почему не всегда стоит уповать на самую лучшую и дорогую технику? Как проходила работа над созданием «киберфауны» в спектакле Юрия Квятковского «Зарница»? Зачем Кшиштоф Горбачевский отправлял актёров и художников в синхрофазотрон? Ответы на эти и многие другие вопросы участники получили на лекции активного практика видеомэппинга Яна Калнберзина и театрального художника Полины Бахтиной, которые погрузили слушателей в красочный мир чудес видеомэппинга и сценографии.

3FADB83A-F4F0-4BED-8A15-F8C8588E7B3F

Затем  из Театрального центра «На Страстном» мы переместились в Большой театр, где начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Галина Журова познакомила участников с современной системой визуализации спектаклей, благодаря которой постановочная и художественная группа обсуждают видимые технические проблемы еще до начала изготовления декораций и монтажных работ! Система, разработанная специально для Большого, позволяет создавать 3D-модели декораций и развесить световые приборы,визуализировать прогон и согласовать все нюансы с режиссером, художником, помрежем, технологом и всеми желающими, работающими над созданием новой постановки.

C0FC00F2-DF1D-4929-9A1B-9113E46FC5D8 C1D9EF78-0193-4414-AD2F-F70D8D86D23D

В 15.30 мы продолжили разговор об организации гастролей. На примере мюзикла, самого сложного жанра для гастрольной адаптации, технический директор мюзиклов Александра Козырева рассказала об основных ошибках в составлении технического райдера и нюансах составления технической и юридической документации, необходимой для транспортировки декораций.

A2DBC709-7218-4707-A86A-4E5B4043249D

Завершили насыщенный учебный день технический директор «МедиаСетт» Оганес Мартиросян-Рояк и руководитель проектов «United 3D Labs» Игорь Петрунин с рассказом о том, как удивлять современных зрителей светодиодными и голографическими экранами, шлемами виртуальной реальности и панорамными проекциями. Театр будущего начинается с электронной афиши и интерактивного фойе, а на сцену выходят голограммы – таков прогноз от профессионалов высоких технологий!

9 июня. День четвертый.

Сегодня художник-технолог Мастерских Большого театра Ольга Павлюк прочла лекцию, посвященную организации театрального производства, представила примеры технической документации, необходимой технологам для изготовления декораций к новым постановкам и рассказала о процессе производства огромных матрешек к спектаклю «Петрушка».

4264D507-9C34-48D6-9562-DDBF4FEBBAE1

Участники «Театрального ПТУ» подробно разобрали все этапы работы во время выпуска спектакля от подготовительной стадии до фактического монтажа на сцене и убедились, что монтировочная опись – один из самых важных документов, который должен быть максимально подробно составлен для получения таких декораций, которые задумывал художник.

C6DE2FBB-429B-4D76-85C0-C741DE3C1FC7

Как проще всего получить необходимую информацию, в каком виде ее лучше систематизировать и как затем быстро превратить техпаспорт в райдер? В 14:00 руководитель цеха звукового оформления Театра Мюзикла и Театра Наций Мария Ленарская поговорила с участниками о звуковом паспорте спектакля и поделилась алгоритмом его составления, который за годы практики она разработала для сотрудников своего цеха.

CCDDCB31-3E3D-4E91-9256-FBC0FB8A88DC

В 16:10 с лекцией о современных микрофонах выступил Игорь Гайдаров, инженер комплексных технических решений компании Shure. Он рассказал о различных аспектах и особенностях применения петличных микрофонах в театре и представил новинку своего бренда – линейку микрофонов TwinPlex. Эти всенаправленные петличные микрофоны, помимо передовых технических характеристик, имеют также защиту от пота и особо прочный провод, специально разработанный для покраски!

859EE6BB-539F-47C6-81C5-E3AEBAA3C85B 8529892B-CE9D-40A9-8A4A-B37E5A39E246

В завершение дня технические специалисты компании Yamaha Максим Зайцев и Дмитрий Бедняков представили новый микшер Yamaha Rivage – помимо сугубо технических нововведений, этот пульт может похвастаться специальным театральным режимом работы. А насколько он удобен, все желающие смогли протестировать самостоятельно!

8 июня. День третий.

Сегодня участники проекта побывали там, где идеи, эскизы и макеты воплощаются в реальное оформление спектакля – в художественно-производственных мастерских Большого театра.

1159D4C2-B4B4-4E23-87EB-806DEE5E9AC339A6EDA8-34FA-4759-8ABA-F35849A1C542E3009DB0-5EE3-4350-B0D6-EA2B8404FDD0DCCA250E-5866-4C8F-A2D1-2E90BFBAE66B64856CD0-400B-41B5-9E55-C1AEC6D337AD

Художник-конструктор Мастерских Ольга Павлюк провела экскурсию по фабричному городу и показала цеха, где производят и окрашивают декорации любой сложности, расписывают и печатают задники сцены, создают бутафорию, наносят противопожарную пропитку и бережно хранят все созданное в этих стенах. Сложно поверить, но на 9 этажах расположено все необходимое для практического создания спектакля. Большому театру – большие мастерские!

FFE8D7D1-9CDE-4017-BCD6-E71A77E146FB

В 15.00 технический специалист компании «Арис» Евгений Шуев рассказал об измерении и коррекции акустических свойств театральных залов и поделился приемами, которые позволяют создать идеальный звук. Участники узнали, что такое время реверберации, почему оптимальное расположение колонок может быть не всегда очевидно и какой коэффициент разборчивости речи считается приемлемым.

678243B8-4FCE-48BC-8A4D-203DD0502EE0BB618EE9-4376-444B-AFBB-1CB8BE5A1C70

Затем звукорежиссёр компании Stage Entertainment Russia Михаил Соколик осветил все этапы работы звукового цеха на выпуске и проведении мюзикла, рассказал о необходимом инструментарии звукорежиссера и даже раскрыл некоторые секреты звуковых спецэффектов знаменитого мюзикла «Призрак Оперы».

7 июня. День второй.

Второй день проекта начался с лекций профессионала в области театрального света – заслуженного работника культуры РФ, представителя Российской Ассоциации художников по свету, неоднократного номинанта театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», лауреата премий фестивалей «Ново-Сибирский транзит» и «Волжские сезоны» Евгения Ганзбурга.

63F66466-79B5-4DC5-817C-59F9B0E9A560

Евгений Леонидович обсуждал с участниками вопросы как подготовительного этапа выпуска спектакля, так и задачи, которые художник по свету решает, выйдя на площадку. По мнению мастера, планирование – это фундамент создания спектакля, и чем четче и основательнее оно будет проработано совместно технической и творческой командами, тем легче будет воплотить все задуманное в жизнь.

4B3FB040-0FAE-4EBE-8C58-5487D68BB05C

Продолжили разговор о планировании технический директор фестиваля «Золотая маска» Михаил Удовиченко и художник по свету Алексей Наумов. Они поделились с участниками своим богатым профессиональным опытом в технической организации и подготовке фестивальной программы, рассказали, для чего на самом деле необходим райдер спектакля и каким его хочет видеть принимающая сторона, а также раскрыли несколько профессиональных секретов, позволяющих максимально эффективно провести адаптацию спектакля еще до выхода участников фестиваля на площадку. Берем на вооружение!

E1D29EFD-D806-487A-9B43-3728B8A93647

6 июня. День первый.

Первый учебный день начался с вопросов профессионального образования. Мастер курса «Технология художественного оформления спектакля» факультета сценографии РИТИ-ГИТИС Александр Урсин и преподаватель кафедры сценографии РИТИ-ГИТИС Владимир Добролюбцев рассказали об истории создания постановочного факультета, представили новое направление подготовки для художников-технологов сцены, подробно рассказали о перспективах этой профессии и преимуществах ее получения на заочном отделении ГИТИСа.

C8DFABB9-58BD-423E-9B67-C905ECEDE2DC

Заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части Театра имени Пушкина Александр Соломин поделился со слушателями своим большим опытом разработки технических паспортов к спектаклям. Обычно с эталонными техническими паспортами спектаклей можно встретиться в крупных музыкальных театрах, где есть серьезный штат сотрудников, который позволяет досконально заниматься необходимой документацией. В драматических региональных театрах эта возможность не всегда есть, но Александр Соломин настаивает на необходимости заполнении технического паспорта и  показал образцы необходимых документов к спектаклю «Влюбленный Шекспир», на которые нашим участникам стоит равняться.

IMG_5081 5B74AA90-C917-47CC-89E6-A8E2953FADC8

Одну из самых важных и актуальных тем – пожарная безопасность в театре – подняли заведующий художественно-постановочной частью Новой сцены Большого театра Сергей Тимонин и главный специалист по пожарной безопасности Большого театра Владимир Разоренов. Специалисты рассказали участникам, что за время их службы изменились организация, требования и отношение к пожарной безопасности, и как сейчас должна быть устроена система пожарной безопасности в театре.