Дневник шестой сессии проекта «Театральное ПТУ»

15 июня. День десятый.

C66F1C4C-7767-42DC-9B88-8EF8C5313C95 BB96110D-B61A-4117-BCE1-0616E68DFBC4

Десятый день образовательного проекта «Театральное ПТУ» начался с лекции технического директора и художника по свету Глеба Фильштинского и его помощника Алексея Полубояринова, которая посвящена особенностям создания интегрированного мультимедийного шоу при помощи таймкода, к которому привязываются все остальные эффекты, будь то световые переходы, видеопроекция, сценическая механика или спецэффекты. Участники увидели записанное в LightConverse масштабное шоу, созданное для осеннего праздника фонтанов в Петергофе, а затем  сравнили его с видеозаписью того же спектакля.
Лекция прошла при поддержке Школы «Шоу Консалтинг» и компании «Дилерцентр».

14E2012E-9B4A-406A-AFD2-6E7CDF1E13C6
В 14:00 инженер-электронщик, специалист компании Techlumen Srl. Виктор Михеев познакомил участников с основной продукцией компании и в подробностях рассказал о строении и функционале представленного оборудования. А затем участники «Театрального ПТУ» смогли испытать на практике работу этих приборов.

4C06229F-3378-4B9F-8F92-427618BB8AA4 B23C4F5D-2BB9-4393-8D54-20E3590B30FB

DBC697D3-4EB0-42DC-8186-57B280649F8F
Затем управляющий компании Niethammer Lichttechnik Марио Шпренгель продемонстрировал возможности высококачественных, тихих (что очень ценно в театре) и энергоэкономичных светодиодных прожекторов, а во второй, лекционной, части рассказал о фотобиологических свойствах светодиодных источников света, зарубежном опыте измерения опасности светодиодного излучения для человеческого глаза и нормативах использования таких приборов в театрах.

14 июня. День девятый.

A9AB4419-868A-4135-BD58-F84D98589D40 291A4258-421B-4A0D-9413-B80AABBEF7F2

Сегодня театральный художник по свету, технический директор, автор мультимедийных спектаклей и художественный руководитель Студии «Шоу Консалтинг» Глеб Фильштинский вместе с ассистентом, педагогом по постановочному свету и видео, художником-технологом и видеоинженером Алексеем Полубояриновым рассказали участникам проекта о европейской структуре художественно-постановочной части и поделились опытом работы над выпуском зарубежных спектаклей. Надеемся, что когда-нибудь многие российские театры смогут планировать выпуск новой постановки на 5 лет вперед, а службы художественно-постановочной части начнут участвовать в подготовке спектакля с момента утверждения макета.

49609647-566D-4783-B631-F7A9F2C988AB

Каким правилам нужно придерживаться при оформлении всех чертёжных документов и какие условные обозначения облегчат взаимопонимание художника, постановочной части и производства – об этом и много другом сегодня подробно рассказала декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольга Неволина.

E9A78C4D-C703-425E-9856-E1184A594787

В 16:10 главный художник по свету театра «Ленком» и лауреат премии «Золотая маска» Евгений Виноградов показал несколько примеров светового оформления спектаклей и поделился своим алгоритмом работы над созданием светового паспорта спектакля: от анализа эскизов и макетов творческой группы до непосредственной записи световой партитуры.

41308E85-FD81-4B41-B3C8-812BDF453F4C

А в 18:10 художник по свету Евгений Солдатов рассказал слушателям, на какие аспекты архитектуры здания, оборудования и электропитания нужно обратить внимание при переоснащении парка светового оборудования.

13 июня. День восьмой.

Сегодня художник по свету Большого театра, педагог Театральной школы Константина Райкина, автор образовательных книг о театральном свете Елена Древалева провела с участниками практический разбор премьерных постановок Большого, в том числе балета Кирилла Серебренникова «Нуриев», и рассказала об уникальности светового комплекса, который существенно обновился после реконструкции театра.

C92C6C2E-0EB0-4807-AC15-3AB0F82CFF5F

Сначала участники проекта «Театральное ПТУ» ознакомились со схемой Большого театра не выходя из «Страстного», а затем отправились на экскурсию, чтобы своими глазами увидеть главный театр страны. Елена Павловна показала потаенные лабиринты и переходы театра, аппаратную, репетиционные залы, фойе, Бетховенский зал-трансформер и, конечно, историческую сцену. Участники поблуждали среди декораций к спектаклю «Дон Карлос», удивились мощнейшему и современному световому оборудованию и не забыли сделать фотографии на память со знаменитой достопримечательностью – люстрой Большого!

3A9BF11F-4F53-4F79-B978-CC924B0825A201C47C2C-9A3E-42B4-A024-DF312FD1F7FC 441842E9-F000-4E46-B018-71DECD51C4F6 9FA66542-B5D1-4E05-9FB4-58A087221463 FCFCEF59-E6D2-4F9F-A6A9-7378896DE416EF04CD98-1021-4FA0-A51E-91F7E6083F8D

А в 19:00 театральное путешествие завпостов продолжилось в театре «Ленком» на суперсовременном спектакле-антиутопии «День опричника», поставленном по романам Владимира Сорокина. Участники проекта завтра встретятся с художником по свету этого спектакля Евгением Виноградовым и смогут задать все интересующие их вопрсы о постановке.

12 июня. День седьмой.

AD1A2DE1-AE0D-4C05-9710-45B91F522ADB A80497AE-9E00-41D1-9D33-69FAF60B3ACB

Сегодняшний день проекта «Театральное ПТУ» был полностью посвящен практическим занятиям. В 10:00технический директор фестиваля «Золотая Маска» Михаил Удовиченко и художник по свету Алексей Наумов разобрали основные проблемы адаптации спектакля к новой площадке, рассказали, на что в первую очередь нужно обращать внимание в процессе переговоров, показали, как должен выглядеть световой райдер, схема развеса, список оборудования и описание его подключения. Профессионалы уверены, что райдер спектакля должен быть написан, как роман, а не как захватывающий детектив, чтобы, ознакомившись с ним, не возникало ни одного дополнительного вопроса.

30AA0807-CAF0-45A7-96BB-CA128B4F3074 37A898B7-7AD0-4944-8370-1107244A219EE931BA79-E2B3-4B2D-98AF-90B086D63F8E

Затем технический директор Евгения Гришковца Максим Чепиль поделился своим опытом работы на гастролях и, разобрав райдер спектакля, который нужно адаптировать к сцене Театрального центра, обсудил с участниками основные вопросы и познакомил их с технической оснащенностью основной сцены «Страстного».

B81EBBE1-081D-4530-BE2E-F947D5372732

Художник театра, кино и телевидения Валерий Фирсов и главный художник Калужского областного драматического театра Максим Железняков познакомили участников проекта с 3D-проектированием сценического пространства в программе SketchUp. Валерий Валентинович и Максим Александрович около 20-ти лет читают курс «Компьютерная графика. Трехмерное моделирование сценического пространства и визуализация» в Школе-студии МХАТ, поэтому им не составило труда ответить на все возникающие у участников вопросы и избавить их от страха при одной мысли о 3D-моделировании.

 D45AC945-2CA0-4170-991F-17F5CEF840B7 6A697206-EBA8-4E0B-80DF-71D3D08A39AF

Особенно приятно завершился седьмой день образовательного проекта – участники увидели спектакль «Сны Босха» известного канадского театра-цирка «7 пальцев»! Вдохновившись полотнами голландского художника, создатели решили оживить картины художника и представить потрясающее акробатическое шоу с использованием видео-анимации.

А после спектакля заведующая цехом звукового оформления театра Мария Ленарская и генеральный директор компании «Stage audio» Андрей Ахромеев провели для участников экскурсию по инновационному пространству, созданному звуком! Система L-isa, не так давно установленная в театре, позволяет не только увеличить площадь звукового покрытия в зрительном зале, но и создать эффект присутствия в любой его точке. Настоящий прорыв в театральных технологиях!

11 июня. День шестой.

5E503368-CEAB-441B-900D-4C3DED315DA9 6758772B-4298-4CE3-BABC-A8222F80B7B4

Сегодняшний день участников «Театрального ПТУ» начался с экскурсии-практикума по Новой сцене Театра Олега Табакова, которую провел заместитель художественного руководителя по Новой сцене Театра Олега Табакова Антон Величко.

DF2DD1F5-5E77-4519-8940-7613AA8133D2

E2D9E32F-D3BA-4F46-8A4D-43BA23240462 10F3CD12-9D67-453C-82A0-3D4BDCC1FA57

Он рассказал об архитектурных особенностях здания театра и устройстве его художественно-постановочной части, продемонстрировал основные технические возможности сценического оборудования, а затем познакомил участников с представителями каждого цеха, которые в подробностях поведали об особенностях акустической системы зала, принципах подбора светового и проекционного оборудования для Новой сцены, показали подъемно-опускные площадки, сетку колосников и, конечно же, аппаратные.

7C1AFB90-29DC-41BF-BEC4-ECF5F037AE15

В 13:00 начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Большого театра Галина Журова поделилась с участниками опытом в составлении и систематизации паспортов к операм и балетам Большого театра и показала примеры документов, которые предоставляются комиссии по приемке новой постановки. Техническую документацию Большого хранят не только в бумажном виде, но и в цифровом – для размещения в специально созданной электронной среде, чтобы с ней по необходимости можно было свериться из любой точки мира.

87C045E4-923B-44EE-8C57-2D68A33647A2 B55728A3-38E8-4C33-A251-B9511F434CC2

Затем завпосты переместились в мастерские «Сценический портал», где проектируют и создают декорации любого уровня сложности для кино, театральных проектов и концертных программ.

28D4145A-EE7F-4A5F-BD2D-80B540934AA7

Руководитель мастерских Леонид Керпек показал все помещения мастерских, рассказал о некоторых технологиях производства сложных декораций и поделился неординарными решениями насущных технических задач.

D63EA808-6E1C-4DD5-B018-A20C4B07FB8F 8238223C-F87E-4B13-84F6-557FE113C8AC

Участники убедились, что в этих стенах работают любопытные и пытливые люди, которые только рады получать сложные заказы и не боятся встреч с трудностями.

10 июня. День пятый.

09F6C92A-7FBD-4327-838A-1E496120A43E

Как с помощью LED-экранов и видеопроекции создать ГЭС в event-пространстве Tesla 4000? Почему не всегда стоит уповать на самую лучшую и дорогую технику? Как проходила работа над созданием «киберфауны» в спектакле Юрия Квятковского «Зарница»? Зачем Кшиштоф Горбачевский отправлял актёров и художников в синхрофазотрон? Ответы на эти и многие другие вопросы участники получили на лекции активного практика видеомэппинга Яна Калнберзина и театрального художника Полины Бахтиной, которые погрузили слушателей в красочный мир чудес видеомэппинга и сценографии.

3FADB83A-F4F0-4BED-8A15-F8C8588E7B3F

Затем  из Театрального центра «На Страстном» мы переместились в Большой театр, где начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Галина Журова познакомила участников с современной системой визуализации спектаклей, благодаря которой постановочная и художественная группа обсуждают видимые технические проблемы еще до начала изготовления декораций и монтажных работ! Система, разработанная специально для Большого, позволяет создавать 3D-модели декораций и развесить световые приборы,визуализировать прогон и согласовать все нюансы с режиссером, художником, помрежем, технологом и всеми желающими, работающими над созданием новой постановки.

C0FC00F2-DF1D-4929-9A1B-9113E46FC5D8 C1D9EF78-0193-4414-AD2F-F70D8D86D23D

В 15.30 мы продолжили разговор об организации гастролей. На примере мюзикла, самого сложного жанра для гастрольной адаптации, технический директор мюзиклов Александра Козырева рассказала об основных ошибках в составлении технического райдера и нюансах составления технической и юридической документации, необходимой для транспортировки декораций.

A2DBC709-7218-4707-A86A-4E5B4043249D

Завершили насыщенный учебный день технический директор «МедиаСетт» Оганес Мартиросян-Рояк и руководитель проектов «United 3D Labs» Игорь Петрунин с рассказом о том, как удивлять современных зрителей светодиодными и голографическими экранами, шлемами виртуальной реальности и панорамными проекциями. Театр будущего начинается с электронной афиши и интерактивного фойе, а на сцену выходят голограммы – таков прогноз от профессионалов высоких технологий!

9 июня. День четвертый.

Сегодня художник-технолог Мастерских Большого театра Ольга Павлюк прочла лекцию, посвященную организации театрального производства, представила примеры технической документации, необходимой технологам для изготовления декораций к новым постановкам и рассказала о процессе производства огромных матрешек к спектаклю «Петрушка».

4264D507-9C34-48D6-9562-DDBF4FEBBAE1

Участники «Театрального ПТУ» подробно разобрали все этапы работы во время выпуска спектакля от подготовительной стадии до фактического монтажа на сцене и убедились, что монтировочная опись – один из самых важных документов, который должен быть максимально подробно составлен для получения таких декораций, которые задумывал художник.

C6DE2FBB-429B-4D76-85C0-C741DE3C1FC7

Как проще всего получить необходимую информацию, в каком виде ее лучше систематизировать и как затем быстро превратить техпаспорт в райдер? В 14:00 руководитель цеха звукового оформления Театра Мюзикла и Театра Наций Мария Ленарская поговорила с участниками о звуковом паспорте спектакля и поделилась алгоритмом его составления, который за годы практики она разработала для сотрудников своего цеха.

CCDDCB31-3E3D-4E91-9256-FBC0FB8A88DC

В 16:10 с лекцией о современных микрофонах выступил Игорь Гайдаров, инженер комплексных технических решений компании Shure. Он рассказал о различных аспектах и особенностях применения петличных микрофонах в театре и представил новинку своего бренда – линейку микрофонов TwinPlex. Эти всенаправленные петличные микрофоны, помимо передовых технических характеристик, имеют также защиту от пота и особо прочный провод, специально разработанный для покраски!

859EE6BB-539F-47C6-81C5-E3AEBAA3C85B 8529892B-CE9D-40A9-8A4A-B37E5A39E246

В завершение дня технические специалисты компании Yamaha Максим Зайцев и Дмитрий Бедняков представили новый микшер Yamaha Rivage – помимо сугубо технических нововведений, этот пульт может похвастаться специальным театральным режимом работы. А насколько он удобен, все желающие смогли протестировать самостоятельно!

8 июня. День третий.

Сегодня участники проекта побывали там, где идеи, эскизы и макеты воплощаются в реальное оформление спектакля – в художественно-производственных мастерских Большого театра.

1159D4C2-B4B4-4E23-87EB-806DEE5E9AC339A6EDA8-34FA-4759-8ABA-F35849A1C542E3009DB0-5EE3-4350-B0D6-EA2B8404FDD0DCCA250E-5866-4C8F-A2D1-2E90BFBAE66B64856CD0-400B-41B5-9E55-C1AEC6D337AD

Художник-конструктор Мастерских Ольга Павлюк провела экскурсию по фабричному городу и показала цеха, где производят и окрашивают декорации любой сложности, расписывают и печатают задники сцены, создают бутафорию, наносят противопожарную пропитку и бережно хранят все созданное в этих стенах. Сложно поверить, но на 9 этажах расположено все необходимое для практического создания спектакля. Большому театру – большие мастерские!

FFE8D7D1-9CDE-4017-BCD6-E71A77E146FB

В 15.00 технический специалист компании «Арис» Евгений Шуев рассказал об измерении и коррекции акустических свойств театральных залов и поделился приемами, которые позволяют создать идеальный звук. Участники узнали, что такое время реверберации, почему оптимальное расположение колонок может быть не всегда очевидно и какой коэффициент разборчивости речи считается приемлемым.

678243B8-4FCE-48BC-8A4D-203DD0502EE0BB618EE9-4376-444B-AFBB-1CB8BE5A1C70

Затем звукорежиссёр компании Stage Entertainment Russia Михаил Соколик осветил все этапы работы звукового цеха на выпуске и проведении мюзикла, рассказал о необходимом инструментарии звукорежиссера и даже раскрыл некоторые секреты звуковых спецэффектов знаменитого мюзикла «Призрак Оперы».

7 июня. День второй.

Второй день проекта начался с лекций профессионала в области театрального света – заслуженного работника культуры РФ, представителя Российской Ассоциации художников по свету, неоднократного номинанта театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», лауреата премий фестивалей «Ново-Сибирский транзит» и «Волжские сезоны» Евгения Ганзбурга.

63F66466-79B5-4DC5-817C-59F9B0E9A560

Евгений Леонидович обсуждал с участниками вопросы как подготовительного этапа выпуска спектакля, так и задачи, которые художник по свету решает, выйдя на площадку. По мнению мастера, планирование – это фундамент создания спектакля, и чем четче и основательнее оно будет проработано совместно технической и творческой командами, тем легче будет воплотить все задуманное в жизнь.

4B3FB040-0FAE-4EBE-8C58-5487D68BB05C

Продолжили разговор о планировании технический директор фестиваля «Золотая маска» Михаил Удовиченко и художник по свету Алексей Наумов. Они поделились с участниками своим богатым профессиональным опытом в технической организации и подготовке фестивальной программы, рассказали, для чего на самом деле необходим райдер спектакля и каким его хочет видеть принимающая сторона, а также раскрыли несколько профессиональных секретов, позволяющих максимально эффективно провести адаптацию спектакля еще до выхода участников фестиваля на площадку. Берем на вооружение!

E1D29EFD-D806-487A-9B43-3728B8A93647

6 июня. День первый.

Первый учебный день начался с вопросов профессионального образования. Мастер курса «Технология художественного оформления спектакля» факультета сценографии РИТИ-ГИТИС Александр Урсин и преподаватель кафедры сценографии РИТИ-ГИТИС Владимир Добролюбцев рассказали об истории создания постановочного факультета, представили новое направление подготовки для художников-технологов сцены, подробно рассказали о перспективах этой профессии и преимуществах ее получения на заочном отделении ГИТИСа.

C8DFABB9-58BD-423E-9B67-C905ECEDE2DC

Заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части Театра имени Пушкина Александр Соломин поделился со слушателями своим большим опытом разработки технических паспортов к спектаклям. Обычно с эталонными техническими паспортами спектаклей можно встретиться в крупных музыкальных театрах, где есть серьезный штат сотрудников, который позволяет досконально заниматься необходимой документацией. В драматических региональных театрах эта возможность не всегда есть, но Александр Соломин настаивает на необходимости заполнении технического паспорта и  показал образцы необходимых документов к спектаклю «Влюбленный Шекспир», на которые нашим участникам стоит равняться.

IMG_5081 5B74AA90-C917-47CC-89E6-A8E2953FADC8

Одну из самых важных и актуальных тем – пожарная безопасность в театре – подняли заведующий художественно-постановочной частью Новой сцены Большого театра Сергей Тимонин и главный специалист по пожарной безопасности Большого театра Владимир Разоренов. Специалисты рассказали участникам, что за время их службы изменились организация, требования и отношение к пожарной безопасности, и как сейчас должна быть устроена система пожарной безопасности в театре.