Дневник Театрального ПТУ

22 июня

Проект “Театральное ПТУ” завершен!!!
Озадаченные объемом информации, уставшие, но страшно счастливые участники проекта – 22 завпоста из региональных театров от Перми до Симферополя – возвращаются на работу, чтобы на практике воплотить новые знания!
_DSC0049_пр _DSC0056_пр _DSC0067_пр _DSC0069_пр_DSC0073_пр _DSC0077_пр _DSC0078_пр _DSC0086_пр_DSC0092_пр _DSC0098_пр _DSC0102_пр _DSC0108_пр_DSC0113_пр _DSC0119_пр _DSC0119_пр _DSC0147_прIMG_1434_пр IMG_1437_пр IMG_1455_пр IMG_1465_пр IMG_1471_пр IMG_1477_пр

Мясо из нейлона, сырая картошка для нанесения узоров на ткань, живые канарейки!Увлекательный и крайне полезный практикум в Мастерских Большого театра провела художник-конструктор Ольга Павлюк!

image-22-06-16-12-06-1_пр image-22-06-16-12-06-4_пр image-22-06-16-12-06-9_пр image-22-06-16-12-06-10_пр image-22-06-16-12-06-11_пр IMG_1285_пр IMG_1310_пр IMG_1335_пр IMG_1349_пр

21 июня

Сегодняшний день мы посвятили техническому менеждменту на театральных событиях особой сложности и специфики. Кирилл Носырев, технический директор, генеральный директор ООО “Технический департамент” и преподаватель продюсерского факультета РУТИ-ГИТИС, объяснил, как грамотно составить технический райдер спектакля для фестивальных гастролей, к каким подводным камням должен быть готов как завпост театра, так и технический директор принимающей площадки, и почему обязательно наличие техзадания (спойлер – чтобы обезопасить себя от неожиданных требований и заранее зафиксировать объем работ).

Во второй половине дня к нам присоединилась Александра Козырева c лекцией о нюансах работы на мюзиклах. Сложный и длительный монтаж, реализация впечатляющих спецэффектов, качественная настройка многочисленных единиц оборудования, размеры и оснащение площадки, десятки артистов и сотрудников цехов – все это важно, ведь особый жанр театрального искусства требует особого подхода.

IMG_1181_пр IMG_1168_пр

20 июня

Специалисты по протоколу DANTE – одной из самых современных технологий передачи звука –  поделились своим опытом работы с театральным звуком на самом высоком уровне, а также рассказали об эффективной организации гастролей с точки зрения звукового цеха. Мы наглядно разобрали современные протоколы передачи звука, подробно остановившись на протоколе DANTE, познакомились с возможностями последнего и процессом работы с ним.
Вторая часть “звукового” мастер-класса была посвящена практическим моментам работы со звуком, в том числе, на гастролях театра. О звукорежиссуре самого высокого уровня рассказали звукоинженер “Гоголь-центра” Антон Фешин и звукорежиссер РАМТа Георгий Калинин.

Подробности и герой дня – пульт Allen&Heath DLive – на фото:

IMG_1059_пр IMG_1007_пр IMG_1005_пр IMG_0996_пр IMG_0974_пр IMG_0971_пр IMG_0967_пр IMG_0966_пр IMG_0963_пр IMG_0959_пр IMG_0955_пр

Практикум в Театре им. Евг. Вахтангова!

image-20-06-16-19-25_пр image-20-06-16-19-25-1_пр image-20-06-16-19-25-2_пр image-20-06-16-19-25-3_пр image-20-06-16-19-25-4_пр image-20-06-16-19-25-5_пр image-20-06-16-19-25-6_пр image-20-06-16-19-25-7_пр image-20-06-16-19-25-8_пр

19 июня

Передовая механика сцены, особенности репетиционного процесса и монтажа декораций масштабных спектаклей – всё это Большой театр, о котором нам столько рассказывали на лекциях школы завпостов! Мы своими глазами увидели легендарную Историческую сцену, посетили склад декораций глубоко под землей, а затем поднялись под самые своды театра в репетиционный зал (успели даже заблудиться в бесчисленных коридорах!).

IMG_0846_пр IMG_0840_пр IMG_0836_пр IMG_0816_пр IMG_0813_пр IMG_0802_пр IMG_0772_пр IMG_0768_пр IMG_0756_пр IMG_0752_пр image-19-06-16-14-19-3_пр image-19-06-16-14-19-1_пр

Слово педагогам!
Ольга Неволина, художник-конструктор Театра им. Вл. Маяковского, старший преподаватель факультета сценографии Школы-студии МХАТ: “Теперь завпостов учит не жизнь, а проект “Театральное ПТУ”.”

18 июня

Легендарный МХТ им. Чехова – в деталях! На примере спектакля “Женитьба”, декорации которого нам посчастливилось изучить, участники школы завпостов познакомились с работой одного из самых передовых российских театров. Здесь компьютеризирована даже механика сцены, вплоть до положения софитов и их движения во время спектакля.

image-18-06-16-14-16-1_пр IMG_0571_пр IMG_0557_пр IMG_0553_пр IMG_0550_пр IMG_0548_пр IMG_0547_пр IMG_0543_пр

Лекцию художника Ларисы Ломакиной можно описать одной исчерпывающей фразой: “Не повторяется такое никогда”. Эксклюзивно для участников “Театрального ПТУ” соавтор всех спектаклей Константина Богомолова, выдающийся художник Лариса Ломакина показала и прокомментировала авторские эскизы к постановкам, вот уже несколько сезонов гремящих на всю Россию!
Из какого материала сделаны декорации, какие манипуляции пришлось над ними произвести, чтобы добиться именно того эффекта, который необходим спектаклю – ржавчина, плесень, “волшебные” панели, пропускающие свет по мановению руки только в те моменты, когда это нужно сценографу, – и какая кропотливая работа кроется за эффектом простоты видеопроекции –  устройство таких грандиозных полотен как “Карамазовы”, “Борис Годунов”, “Год, когда я не родился”, “Лир”, “Мушкетеры”, “Князь” и “Юбилей ювелира” сегодня открылось с совершенно неожиданной стороны. Немного подробностей в фоторепортаже ниже.

IMG_7623_прIMG_065пр IMG_0632_пр IMG_0709_пр IMG_0668_пр  IMG_7617_пр IMG_0687_пр IMG_0682_пр

 

Посмотреть фрагменты лекции Ларисы Ломакиной можно здесь.

17 июня

О чудесах сценической механики нового поколения рассказывают представители компании SISTEMA, специализирующейся на высокотехнологичном сценическом оснащении. В активе компании работа с ведущими российскими театрами – Государственным академическим театром драмы им. Ф. Волкова (Ярославль), Екатеринбургский ТЮЗ, Марийский театр оперы и балета, Самарский академический театр оперы и балета и другие.

sistema1 (2)_пр sistema1 (1)_пр IMG_0424_пр

 

Особенности приборов динамического света и диодов, широкие возможности трехмерного моделирования светового шоу, от развеса до прописывания, использование тайм-кода и разбор нюанcов создания на конкретных примерах  – мастер-класс художников по свету Александра Сиваева и Александра Краснолуцкого на площадке Global Show Trade проливает свет на самые современные технологии!

image-17-06-16-18-36-8 image-17-06-16-18-36-4

16 июня

Пишущий завпост – миф или реальность?!
Небольшое отступление в гуманитарную зону!  В “Театральном ПТУ” лекция “Журнал “Сцена” – о сценографии и не только. К выходу 100-го номера” главного редактора журнала, директора Театрального музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова. Журнал “Сцена” – единственное в стране издание по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, трибуны для художников, искусствоведов и критиков, изучающих визуальную культуру театра.

rodionov1_пр rodionov2_пр rodionov3_пр

Критик и завпост затевали спор, или о том, как “Театральное ПТУ” соединяет несоединяемое!Чаще всего театральный завпост и театральный критик находятся по разные стороны рампы, и одному до другого дела мало. На самом деле, завпосту и критику есть о чем поговорить. Театральный критик Наталья Каминская на встрече с участниками проекта. Обмен контактами!

image-16-06-16-12-55-2_пр image-16-06-16-12-55_пр

Существует ли универсальный язык для всех театров мира? Да, и это не английский, а AutoCAD. Именно эта программа позволяет общаться всем техническим директорам, художникам, сценографам и техническим службам, дает им возможность обмениваться (в том числе, дистанционно) планировками театров, проектами и чертежами самых сложных декораций, 3d чертежами. О том, как на плане театра посмотреть только на софиты или штанкеты, скрыть стены, перевесить падугу или передвинуть декорации одним щелчком мыши, рассказала Ольга Смирнова, заместитель начальника художественно-технологической службы Большого театра.

IMG_0387_пр IMG_0386_пр IMG_0384_пр

Большой театр и Мариинка как на ладони!

15 июня

Художник театра и телевидения Валерий Фирсов и главный художник Калужского областного драматического театра Максим Железняков рассказывают о возможностях 3D-проектирования сценического пространства в программе SketchUp и применении 3D-макетов при создании декораций, для визуализации сценографических решений и планировки пространства даже в условиях дистанционного общения режиссера, сценографа и технического директора.

 

 IMG_0178_пр IMG_0176_пр IMG_0171_пр IMG_0196_пр

“Пер Гюнт” в деталях – от болта до фактуры! Подробное исследование декорации и монтажа спектакля участниками Театрального ПТУ в театре “ЛЕНКОМ” – в нашем фотоотчете!

image-15-06-16-17-01-9_пр image-15-06-16-17-01-8_пр image-15-06-16-17-01-7_пр image-15-06-16-17-01-6_пр image-15-06-16-17-01-4_пр image-15-06-16-17-01-3_пр image-15-06-16-17-01-2_пр image-15-06-16-17-01-1_пр image-15-06-16-17-01_пр image-15-06-16-17-01-12_пр

 

Cвоими руками разобрать и собрать грандиозную декорацию, исследовать монтаж спектакля “ПЕР ГЮНТ” в компании заведующего производством Артемия Харлашко и художника-постановщика Алексея Кондратьева!

 

14 июня   

Монтаж премьеры “Дом, который построил Свифт” Зиновия Марголина и Евгения Писарева! Практикум в Театре им. Пушкина – фотоотчет
IMG_0017_пр IMG_0034_пр IMG_0038_пр IMG_0062_пр IMG_0061_пр IMG_0060_пр IMG_0058_пр IMG_0043_пр IMG_0086_пр IMG_0068_пр
Еще одна новая ступень в обучении – наглядное и практическое знакомство с передовыми технологиями в области театрального света и звука!
Лекцию в “Театральном ПТУ” проводят специалисты компании “ARIS. Профессиональный звук и свет”.
IMG_0095_пр IMG_0123_пр
В “Театральном ПТУ” – важнейшая лекция для завпостов! О пожарной безопасности в театре рассказывают специалисты Лаборатории Спецэффектов SP_FX

13 июня

В лекции/мастер-классе “Использование видеопроекции в современном театре” видеохудожник, один из пионеров видеоарта в России Ян Калнберзин рассказал об интерактивной видеопроекции в реальном времени и показал, как ее создавать в программе TouchDesigner.
IMG_9902_пр IMG_9905_пр IMG_9917_пр
Свои проекты представили участники Театрального ПТУ : Игорь Фомин (Государственный академический музыкальный театр Республики Крым), Евгений Гришин (Калужский областной драматический театр), Игорь Савенков (КЦ ЗИЛ). Обсуждали Виктор Шилькрот, Александр Соломин, Виталий Галич.
IMG_9951_пр IMG_9964_пр IMG_9986_пр

12 июня

На сегодня Театральное ПТУ переместилось в легендарную “Мастерскую Петра Фоменко”, где участники смогли посмотреть спектакль “Алиса в Зазеркалье”, а затем изучить сценографические и технические решения, использованные в спектакле, и узнать больше о выпуске спектаклей театра на практикуме под руководством заведующего постановочной частью театра Константина Лебедева.
IMG_9812_пр IMG_9817_пр

11 июня

Как правильно выстроить отношения между подрядчиком – мастерской, заказчиком – театром в лице завпоста, и автором – художником? Каких ошибок можно избежать? Какая документация, и в какой срок должна быть оформлена? Как не попасть в ситуацию, когда декорацию привозят в последний момент, и не доделанную? Как проследить за точностью исполнения авторского замысла при использовании новых технологий?
Обо всем этом на сцене Театрального центра “На Страстном” говорили руководитель театральных мастерских “Сценический Портал” Леонид Георгиевич Керпек и технические директоры театров: Александр Соломин (Театр им. А.С. Пушкина) и Виталий Галич (Российский Академический Молодежный Театр).
IMG_9633_пр IMG_9667_пр
После дискуссии участники отправились на производство в цеха театральных мастерских “Сценический портал”, где под руководством руководителя мастерских они были посвящены в секреты производства и познакомились с технологиями производства театральных декораций, бутафории, пошива мягких декораций, и многого другого.
IMG_9682_пр IMG_9683_пр IMG_9695_пр IMG_9696_пр IMG_9697_пр IMG_9759_пр IMG_9754_пр IMG_9730_пр IMG_9722_пр
С материалами по теме можно ознакомиться в разделе “Полезные материалы“.

10 июня

Практикум в Электротеатре “Станиславский”. Реконструкция, дизайн театра. Рассказывает Максим Чепиль.
IMG_9482_пр IMG_9521_пр

На сцене Театрального центра “На Страстном” режиссер и художественный руководитель Электротеатра “Станиславский” и художник, советник художественного руководителя Электротеатра Юрий Хариков поделились своим видением взаимодействия режиссера и художника в процессе создания масштабных, блокбастерных постановок на примерах спектаклей “Сверлийцы” и “Синяя птица”.

IMG_9585_пр

9 июня

Главный технолог художественно-технологической службы Большого театра Екатерина Моченова поделилась опытом работы над новыми постановками и составления необходимой технической документации.
IMG_9349_пр IMG_9357_пр
Практикум в Школе драматического искусства: фотоотчет
IMG_9423_пр IMG_9426_пр IMG_9437_пр IMG_9453_пр IMG_9454_пр IMG_9464_пр

8 июня

На сегодняшней лекции Елена Древалева совместно с заведующим художественно-постановочной частью Большого театра Сергеем Тимониным, осветила штатную работу сценического комплекса, выпуск новой постановки и составлению важнейшего театрального документа – паспорта спектакля.

На Театральное ПТУ из Петербурга приехал знаменитый театральный художник, доцент постановочного факультета СПбГАТИ, художественный руководитель Студии сценографии и сценических технологий “Шоу Консалтинг” Глеб Фильштинский. Он рассказал о том, как организационные проблемы, возникающие перед техническими директорами и сотрудниками художественно-постановочной части, решаются за рубежом.
IMG_9309_пр IMG_9314_пр

7 июня

Первый день лекций Елены Древалевой, художника по свету Большого театра, был посвящен этапам уникальной в своем роде, сложнейшей реконструкции одного из главных театров России и его светотехническому комплексу, призванному решать самые сложные задачи.
IMG_9172_пр
Затем, в фойе Театрального центра, спектакли своих театров презентовали завпосты-участники проекта ПТУ: Марина Преснякова (“Театр на Спасской”. Киров), Константин Осинцев (Пермский ТЮЗ), Евгений Кудрявцев (Тульский областной ТЮЗ) и Ситников Руслан (Саратовский академический ТЮЗ).
Презентации участников обсуждали Виктор Шилькрот, Александр Соломин, Виталий Галич.
IMG_9174_пр IMG_9198_пр IMG_9221_пр IMG_9243_пр

6 июня

Открытие Театрального ПТУ!
На круглом столе лекторы школы, ведущие специалисты театра, обсудили насущные проблемы подготовки технических кадров в современном российском театре и очертили круг задач, решить которые призвана первая школа завпостов. В дискуссии приняли участие театральный художник Юрий Хариков, технический директор Театра им. А.С. Пушкина Александр Соломин, театральный художник и педагог Виктор Шилькрот, директор театрального музея им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов, технический директор компании “ДОКА Центр” Анатолий Айрапетянц, художник по свету Большого театра Елена Древалева, театральный художник Лариса Ломакина, экс-завпост Электротеатра “Станиславский” Максим Чепиль, технический директор Театрального центра СТД РФ “На Страстном” Олег Назаров.
IMG_9002_пр IMG_9021_пр  IMG_7618_пр
Начался цикл занятий с лекции “Современные методы комплексной реконструкции театра” Анатолия Айрапетянца, технического директора компании “ДОКА Центр”, специализирующейся на сценических технологиях. А.Айрапетянц осветил вопросы планирования и проведения высокотехнологичной модернизации театра, от проекта реконструкции до ввода театра в эксплуатацию, на примерах крупнейших российских театров (Александринского, Театра Наций, Геликон-Оперы, Гоголь-центра и других.

IMG_9122_пр IMG_8968_пр
Руководитель отдела материалов и сценического дизайна компании “ДОКА Центр” Маргарита Белоусова продолжила тему обзором современных материалов и технологий сценического оформления.
IMG_9126_пр IMG_9133_пр IMG_9136_пр
С визуальными материалами и презентациями, предоставленными Анатолием Айрапетянцем и Маргаритой Белоусовой, можно ознакомиться в разделе “Полезные материалы“.