SOLO. Дневник фестиваля
10 октября – Гомер под занавес

Уникальность финального дня фестиваля Solo не только в потоках воды, льющихся на сцену Театрального центра – кстати говоря, техническое решение принадлежит завпостам региональных театров России, участников образовательного проекта “ПТУ”.
И не только в неведомом музыкальном инструменте греческого актёра Йоргоса Пантелеакиса – этакой “гравицапы” на древнегреческий манер. Заключительный спектакль “Одиссей. Красная рапсодия X” из Афин показал, что моножанр неисчерпаем и невозможно исследовать его до конца.
IMG_1061
“Этот спектакль для меня из категории совершенно безжалостного разрушения, – отмечает арт-директор фестиваля Михаил Пушкин. – Он разрушает даже приблизительные театральные каноны того. И дело не в воде. Дело в той закольцованности песен, повторяемости, монотонности, некого горлового звука, который я слышал только у Степаниды из Якутска. Как будто ты присутствуешь при таком камлании шамана, которое вводит в гипнотический транс. Для меня это очень странный спектакль, к которому я буду возвращаться в своей памяти”
И неисчерпаема фантазия зрителей, способных “переварить” и принять любые эксперименты. И нестандартное голосоведение актёра, и рваную мелодику речи, похожей на лай, и и пластику артиста – большого первобытного человека, где-то в пещере, под шум дождя и струны аутентичного инструмента произносящего строки Гомера. “Переварить” и увидеть в этом пещерном действе аллюзии на современную Грецию, которая пытается преодолеть кризис.
IMG_1139
“Чтобы Греция вернула то, что ей причитается, ей нужно убить очень много женихов”, – ответил на это актёр.
IMG_1209
Йоргосу Пантелеакису пришлось ответить ещё на много вопросов зрителей, взбудораженных незнакомой театральной техникой. И если бы не занавес фестиваля, стремительно опускающийся на головы собравшихся, шоу – в которое превратилось обсуждение спектакля – могло бы ещё продолжаться и продолжаться!
IMG_1252
9 октября – Театр контрастов
Как оказалось, за кодовым названием “Макабра Долороса, или ревия дада в 14 песнях с монологами” скрывалось панк-кабаре в стиле Брехта со множеством интеллектуальных закоулков. В монологах Магды Геббельс, прерываемых концертым исполнением  тяжелого рока, зрители должны были распознать исследование на тему образа матери – от матерей-убийц Медеи и Магды Геббельс до Девы Марии. А в какой-то момент спектакль и вовсе перестал быть “соло”. Избраные счастливчики из зала оказались на сцене и стали партнерами актрисы Катажина Хлебны в этих “плясках смерти”. Громкий, нарочито дискомфортный театр максимального отчуждения, созданный режиссером Павлом Шареком, – гротеск на общество, в котором коллективное участие во зле стало нормой.
IMG_0993 IMG_1318
И не успевают еще зрители задать свои вопросы польским гостям, как за соседней дверью начинается принципиально другой театр. Актер и режиссер Павел Морозов развешивает бельё на веревках и знакомит зрителей с колоритными персонажами из старого одесского дворика. Хотя сам актер – беженец из Луганска и Одесса – тема неоднозначная, на передний план из прозы Каневского выходит все же простая истина – “человеку нужен человек”. Отсюда и шмыганье носами в зрительном зале – заявленный в подзаголовке спектакля эффект “стереослезы” успешно достигнут.
IMG_0999 IMG_1011
8 октября – Мировая премьера спектакля на Solo!
Создатели спектакля “Каренина” совсем молодые итальянские девушки. Актриса Паола Сенаторе (ученица Някрошюса) и режиссёр Франческа Каприоли смогли вплести в наскучившую нам русскую классику и стихи Цветаевой (в её-то день рождения сегодня!), и мультилитературный юмор, и политические остроты на злобу российского дня. Анна (Каренина) бесстрашно выходит на прямой диалог со Львом (Толстым), и зал аплодирует стоя.
IMG_0975 IMG_0417IMG_1823 IMG_1832
А в Боярских палатах сегодня – пьеса Елены Исаевой “Тюремный психолог”. Cама Елена Исаева тоже здесь, и есть возможность из первых уст узнать, как собирался вербатим о работе психолога по тюрьмам, как пьеса попала к ученику Романа Виктюка режиссёру Константину Каменскому и как сыграла её в итоге белорусская оперная певица Алеся Маньковская. И сыграла не где-нибудь, а в Лондоне! Там Каменский с Маньковской – оба выпускники ГИТИСа – планируют открывать русский репертуарный театр. Знай наших!
IMG_1852 IMG_1866
7 октября – Женщины на грани нервного срыва
“Долорес Клейборн” – блестящая работа актрисы Веры Цвиткис (Коляда-театр, реж.Александр Сысоев), сумевшей даже Стивена Кинга превратить в лиричную драму. Худрук театра Николай Коляда, говорят, даже плакал на первом просмотре. Как не заплакать, когда и журавлики на фоне огромной луны летают, и домик из веревочки вьётся, и актриса демонстрирует высший пилотаж психологического театра даже в тексте Кинга. А в Боярских палатах сегодня – красота да и только. Актриса Ольга Лебедева в концертном платье даёт “отповедь сидящему в кресле мужчине” (Театральный проект Глеба Володина).
IMG_0895 IMG_0967
6 октября – Французская классика и российская глубинка

Искрометным шоу завершился сегодня показ спектакля актрисы и режиссёра Кристин Генон “Человек, который смеётся” (Франция, Баньоле), спектакля аскетичного, исполненного в традициях классического французского театра декламации. Обсуждение же аскетичным точно не назовёшь – актриса много шутила, рассказывала о своих (русских, кстати сказать!) педагогах, читала наизусть русский алфавит. Так подловили ее на давнем обещании выучить русский язык по “Азбуке” Толстого, которую она приобрела на фестивале в Ясной поляне несколько лет назад. В одной беседе вдруг оказались и Виктор Гюго, к которому актриса адресует реплику в спектакле, и французский актёр Дени Лаван, прозвавший Генон “бабой, которая смеётся”.
IMG_0823 IMG_0829
А в Боярских палатах сегодня – “пятки обжигает жуть”. Спектакль “Ты че такой похнюпый?” самобытного театра “Предел” (г.Скопин) – сценическая версия рассказа Захара Прилепина.  На обсуждении режиссер Владимир Дель и актёр Михаил Сиворин рассказали, зачем могильщику стихи, как создаётся образ пьяного и почему “чёрный” юмор приводит к светлому финалу. Фестиваль Solo сегодня перешёл экватор. Но впереди ещё – спектакли из Греции, Польши, Италии и любимый Коляда-театр!
IMG_0871IMG_0866
5 октября – Фрекен Бок vs. … Фрекен Бок!
И всё-таки “как” в театре гораздо важнее, чем “что”. Это продемонстрировали сегодня два спектакля по одной пьесе Олега Михайлова “Подлинная история Фрекен Бок, ровесницы века”. Динамичная шумная “домомучительница” Екатерины Дуровой (реж.Егор Арсенов, Москва) и прикованная к стулу старушка со слезящимися глазами Натальи Кузнецовой (реж.Александр Ряписов, Нижний Новгород). Театр представления в нагромождении реквизита в первом случае, аскетичный театр в тотальном перевоплощении – во втором. И сколько свободы интерпретации в одном образе! Это и есть Solo – актёр крупным и единственным планом.
IMG_0626 IMG_0683
IMG_0708 IMG_0735
4 октября
Сегодня в одном фестивальном дне соседствовали северная столица и “тёплый город”, женская комедия в режиссуре Анджея Бубеня (Санкт-Петербургский театр комедии им.Акимова) и трагедия поэта “Я – Николай Гумилёв!” (Тбилисский русский драматический театр им. А.С.Грибоедова). Всё как в жизни – трагедия непременно шагает об руки с комедией.
IMG_0454 22251000_10212463926088053_840729816_o
IMG_0501 IMG_0510 IMG_0542 IMG_0579

3 октября – День женских историй на фестивале SOLO.

О любви к мужчинам – в исполнении актрисы Олеси Казанцевой (Томск).
IMG_0409
И о любви к жестокости – от Анны Пешке (Германия).
IMG_0346
И вот что думает о спектакле “Сад Ильзы” известный театральный критик, помощник ректора Школы-студии МХАТ Павел Руднев:

2 октября – Мужчины выбирают поэзию

Solo сегодня – это синтез не только пластического и драматического театра, как заявлено в спектакле “Фауст. Ритуал”, но и соседство театральной классики с новыми именами и экспериментами. За эксперимент отвечает Антон Мозгалёв – актёр, режиссёр и создатель Drama&Physical Theatre (Москва). В своей вариации на тему бессмертной трагедии молодой художник не побоялся даже вступить в соавторство с Гёте и написать продолжение в прозе: “Выдох – это тот же вдох, время прокрученное назад”.

Фауст рит (3) IMG_0203

 

А по части классики – актёр Театра на Таганке, ученик Юрия Любимова, режиссёр Игорь Пехович. “Жизнь есть товар на вынос” – философский и лиричный спектакль по стихам Бродского – собрал в “Боярских палатах” таких любителей поэзии, что и около полуночи продолжался интеллектуальный разговор с создателем спектакля о “жесте-метафоре”, джазовых ритмах в поэзии Бродского и о том, что “Адам непременно говорил стихами”. Ох, уж эти мужчины-эстеты! Завтра на фестивале “женский день”. С гораздо более прозаичными и жестокими сюжетами…

IMG_0239 IMG_0294

1 октября – Открытие X SOLO! Фестиваль открывается неаполитанским спектаклем “Мышелов”!

Processed with VSCO with c2 preset  IMG_9995

IMG_0030

IMG_0044  IMG_9987

IMG_0017

IMG_0051 IMG_0062

IMG_0084