Театральное ПТУ. v. 3.0 Дневник проекта

Валерий Фокин и Министерство Культуры говорят о “ПТУ”.
Итоги образовательного проекта “Театральное ПТУ.Версия 3.0″

Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) “На Страстном” с 6 по 22 июня, подвела итоги 3-й сессии. В течение 17 дней завпосты и технические директора бесплатно проходили интенсивный курс повышения профессиональной квалификации (23 лекции и 24 мастер-класса) у ведущих российских мастеров театрального дела. На мастер-классах, практикумах, экскурсиях они исследовали производственные мастерские крупнейших театров Москвы — Большого, МХТ им. Чехова, театра им.Евг.Вахтангова, театра им.Пушкина, «Московской Оперетты», а также Новой сцены театра п/р О.Табакова и камерного театра МОСТ. Но мы не будем многословно описывать это событие, а лучше предоставим слово экспертам – модераторам и гостям образовательного проекта:
ВАЛЕРИЙ ФОКИН, председатель Гильдии театральных режиссёров России:
 – «Профессиональное техническое училище» –  мне кажется, это словосочетание сегодня крайне важно для театрального контекста, потому что многие профессии, к сожалению, исчезли. Ушли значимые люди – носители этих профессий, и сами профессии перестали быть привлекательными. Грамотный завпост, осветитель, технолог – это огромный дефицит. С одной стороны, в театр приходят медиа-технологии, которые требуют освоения, а с другой – нет людей,  которые могут это толково  использовать и вообще понимают, что такое современный театр. «Театральное ПТУ» реализует замечательную программу, которая даёт возможность перезагрузить, переформатировать работников постановочной части. Гильдия режиссёров очень нуждается в компетентных помощниках, каких воспитывает «ПТУ»!
Прогон спектакля "Счастье" А.Могучего
АЛЕКСАНДР ЖУРАВСКИЙ, зам. министра культуры РФ
 – Министерство культуры не первый год поддерживает этот проект. Завпостов и других технических специалистов для театров сегодня готовится, к сожалению, явно в недостаточном количестве. Мы надеемся, что в результате этой работы ученики «ПТУ» приобретут именно те компетенции, которые позволят им поднять свои театры на новый художественно-постановочный уровень.  А Министерство культуры, в свою очередь, подумает о том, чтобы «Школа завпостов», ограниченная по срокам, получила финансовую возможность и серьезное образовательное продолжение в театральных вузах.
20
ЛАРИСА ЛОМАКИНА, театральный художник-сценограф
 – Это не просто проект, а очень важная позиция в жизни театра. К сожалению, многие театры сегодня сталкиваются с тем, что техническая сторона работает отдельно – а сценографы отдельно. Есть не то чтобы война, но некоторое противопоставление творческой и технической частей. А это неверно. То, что затеяли в «ПТУ», – это сближение фронтов и поиск правильного языка между сценографами и техническими службами. Мы очень заинтересованы друг в друге. И чем лучше мы будем подготовлены к диалогу друг с другом, тем лучше будет результат. Так вот «Театральное ПТУ» – это работа на результат.
Ломакина (2)
ДМИТРИЙ РОДИОНОВ, главный редактор журнала “Сцена”, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина
 – «Театральное ПТУ» – это институция прямой коммуникации. Это очень важно сегодня – объединять профессионалов в таком формате. Технические специалисты театров в рамках этого проекта встретились не просто обменяться мнениями, а передать практический опыт из рук в руки. Иными способами профессия завпоста и не передается. Сегодня пространство вокруг, увы, работает на разъединение. А наше собрание – это такой контрапункт, спасительное движение к объединению, которое обязательно нужно поддерживать!\
Родионов (1)
МИХАИЛ ПУШКИН, художественный руководитель Театрального центра СТД РФ “На Страстном”
 – В очередной раз “Театральное ПТУ” доказало необходимость профильного образования для всей театральной России. Участники из регионов во время проекта определили свои профессиональные горизонты, к котормы необходимо стремиться. Уровень технической осведомленности в региональных театрах крайне низок. Люди не знают передовых технологий и зачастую потому, что считают их просто недоступными для себя и для театра. “Театральное ПТУ” доказывает обратное: и технологиями овладеть не так сложно, и все передовые компьютерные программы в открытом доступе, и найти изящное постановочное решение в очень скромных финансовых условиях тоже можно. Практический проект «Вода», завершивший “Театральное ПТУ” это наглядно продемонстрировал. За несколько дней было найдено инженерное решение, благодаря которому мы теперь обеспечим привоз одного зарубежного спектакля на фестиваль моно-спектаклей Solo из Европы, Для участников это стало показательным примером: теоретические знания могут и должны стать реальной ежедневной практикой человека театра.
Театр Вахтангова (6)
Главным итогом 3-й сессии проекта, о необходимости которого говорят все участники и эксперты, стала идея глобального Интернет-ресурса – общей коммуникативной площадки, выполняющей функцию «скорой помощью» техническим специалистам театров по всей стране.
Выпускной (1)

21 июня. День шестнадцатый

Проект завершается «Водой»!

В рамках «реального практикума» (прикладной части проекта) завпосты из регионов решали уникальную задачу: продумать и реализовать на сцене Театрального центра СТД РФ техническое решение одного из самых ожидаемых спектаклей предстоящего фестиваля Solo. В итоге самое изящное, неожиданное и бюджетное решение предложила команда «Урал»: завпосты  Вячеслав Максимов (Озерский театр драмы и комедии “Наш дом») и Евгения Шабанова (Evgenia Shabanova) (Иркутский областной театр кукол), осветитель Евгений Вандышев (Челябинский государственный драматический “Молодежный театр”) и начальник звукорежиссерского цеха Сергей Приходько (Театр музыки, драмы и комедии города Новоуральска). Автор спектакля в шоке:

«То, что вы сделали, запредельно. Вы превзошли самые смелые мои ожидания. Этот дождь идеален, а вы совершенно уникальные люди. Огромное спасибо всей вашей технической команде!» Фрагмент того, как это было, – на видео:

20 июня. День пятнадцатый

Театр Оперетты

Это последний крупный театр в долгом путешествии региональных завпостов по столичным сценам. От служебного входа участники прямиком попадают  на…вокзал! А точнее в пространство декораций мюзикла «Анна Каренина». Дух захватывает от масштаба! Известный театральный художник Глеб Фильштинский с командой профессионалов  несколько лет придумывали декорацию, которую можно было бы «воткнуть» в эту сцену, исходя из расположения экранов и осветительных приборов. Два месяца создавалась модель , которую затем отправили на доработку и воплощение к Леониду Керпеку, известному участникам «ПТУ» по мастерским «Сценический портал».

17

19 июня. День четырнадцатый

Выходим на финишную прямую!

И пока участники проекта изучают цеха Театра им.Пушкина, известный театральный художник-сценограф, бессменный соавтор режиссёра Богомолова Лариса Ломакина говорит о нужности диалога профессий внутри театрального сообщества

https://youtu.be/RECV6tYbji8

18 июня. День тринадцатый

В гости к Вахтангову

«”Zavpost” в переводе с латыни – вешалка для всех театральных собак”», – шутит завпост с 20-летним стажем Владимир Степанович Довгань и начинает экскурсию для участников «Театрального ПТУ» по Новой сцене театра им.Евг.Вахтангова.

12

А там уж есть на что посмотреть заведующим постановочной частью:

– кулисы подвешены на специальных устройствах, которые позволяют изменять их положение;

– кулисы мягкие, легко снимаются. Поперечные балки дают возможность подвесить штанги;

– в аппаратной Новой сцены есть специальный экран, с помощью которого можно контролировать весь процесс спектакля;

– грузоподъёмность (декораций) ограничили до 150 кг.

– есть возможность дистанционного управления штанкетами с пульта

– для создания мобильной сцены используются танки -трансформеры. Их недостаток – гулкость;

– мастерских по изготовлению декораций как таковых в театре нет, но есть столярные цеха, справляющиеся с этой задачей

14 13

15 16

А за лекционную часть сегодня отвечают специалисты компании SISTEMA – они представили «Передовые технологии управления сценическим комплексом» –  и эксклюзивный гость Нил Бахуров. Заместитель заведующего художественно-постановочной частью МДТ – Театра Европы рассказал о  гастрольной адаптации и проведении спектакля Льва Додина “Гамлет”. Того самого, что получил «Золотую Маску»!

17 июня. День двенадцатый

Одним из главных событий этой недели стала встреча с руководителем проектов компании Polymedia Оганесом Мартиросян-Рояк, который поведал участникам о своём опыте работы над рок-оперой “Преступление и наказание” Андрея Кончаловского в частности и об использовании передовых мультимедиа в театре – вообще.

9 (1)

А затем участники отправились в цеха главного русского театра – Московского художественного. В компании хрупкого, но супер-профессионального завпоста Надежды Быхановой. Ей и слово:

Путешествие завпостов в МХТ началось с Малой сцены – зал на 104 места и декорации к новому спектаклю в рамках режиссёрской лаборатории «Мальва». Пока часть группы изучает склад декораций в вольере сцены, другие на Новой сцене (на 240 мест) уже знакомятся с Владимиром Алексеевичем  Закатовым – старожилом цехов Художественного театра. Владимир Алексеевич рассказывает о верхней механизации Новой сцены: в каждой ячейке потолка встроены цепные лебедки, 30 штук. Они отвечают за летающие декорации, перемещения актёров под потолком и могут конфигурировать в любой последовательности.  Декорации хранятся в 42 контейнерах, где применяется  аэропортная система хранения – всё автоматизировано, контейнеры выдвигаются по номерам.

10 (1)

Но воображение завпостов покоряет, конечно, основная сцена Художественного театра. 24 метра до колосников, 69 штанкетов, больше тысячи диморфных каналов и более 100 софитов! Выше этого – только Машинный зал…  Прямо над колосниками, и выше – над репетиционном залом, на уровне 12 этажа находится вершина айсберга МХТ – Машинный зал. Именно из этого мини-завода ведется управление всей механикой Основной сцены. Владимир Алексеевич Закатов знает каждый винтик этого завода и готов говорить о своём механизированном царстве часами, перекрикивая машинный гул и грохот.  Завпосты внемлют, и сложно поверить, что в зале несколькими этажами ниже ровно с третьим звонком каждый вечер воцаряется абсолютная тишина…

11 (1)

16 июня. День одиннадцатый

Всё о свете

“Свет по своей природе — это энергия в чистом виде. Поэтому то, что мы делаем, есть насыщение пространства энергией. И в этом смысле мы помогаем актеру”.

6

Вдохновлённые этой цитатой большого театрального мастера, заслуженного работника культуры РФ, художника по свету Евгения Ганзбурга, организаторы проекта посвятили весь день программы световому оформлению спектакля. И кроме самого маэстро, лекцию которого участники слушали как поэму, день «осветили» ещё несколько именитых в этой области персон.

7 (1)

Художники по свету Большого театра Елена Древалева и Александр Романов провели с участниками практический разбор передовых постановок с точки зрения театрального света. А в завершении дня технические специалисты компании ETC представили долгожданную лекцию  «50 оттенков R80. Цветовосприятие и светодиодное сценическое освещение».  Среди множества дельных советов световым цехам был и этот: возможность плавных переходов на светодиодном оборудовании и палитра цветов являются ведущим и преимущественным отличием от классического освещения. Спасибо компании ETC за уникальное светопреставление! Кстати сказать, именно в рамках «Театрального ПТУ» эта программа впервые была представлена на русском языке.

8 (1)

15 июня. День десятый

Правовые аспекты театрального дела

Пока советник худрука Электротеатра «Станиславский» Марина Андрейкина  рассказывает о реконструкции и техническом переоснащении театра с правовой и экономической точки зрения… А автор нашумевшего Федерального закона № 44-ФЗ о госзакупках Ольга Анчишкина самолично отстаивает его права на существование… Художественный руководитель Самарского академического театра драмы им.М. Горького Вячеслав Гвоздков утверждает: на большой фабрике по выпуску спектаклей под названием «государственный театр» главную роль исполняет завпост!

Но потрясением дня стала, конечно, экскурсия участников на новую сцену Театра-студии под рук. Олега Табакова. «Эффект флипа» и прочие чудеса механики сцены представили участникам  портрет театра будущего во всей красе…

5

14 июня. День девятый

Мастерские Большого театра

Изучив подземелье, закулисье, свето-технический комплекс и особенности паспортизации спектаклей Большого театра, участники проекта отправляются в его знаменитые Мастерские. Первое удивление – находятся они не в Большом. Мастерские в 9 этажей по размеру как весь Большой театр! Удивление второе: декорации одного спектакля занимают от 5 грузовиков, а в год Большой выпускает 10 спектаклей. Удивление третье: склад декораций полностью автоматизирован! То есть там не работает ни один человек. Контейнер с декорациями въезжает на склад и автоматически направляется в нужный отсек. Производственно-складской комплекс Мастерских – это еще и НИИ, в котором разрабатываются передовые методики театрального производства. В общем – огромная фабрика мощнейших театральных технологий.
фото 1 (1)  фото 1 (2)
фото 1 (3)

Завпосты выходят на сцену. Продолжение проекта “Вода”

Сегодня процесс под кодовым названием “Вода” вышел на финишную прямую. Напомним, что на днях завпосты из регионов получили от директора Театрального центра СТД РФ “На Страстном” неожиданно заманчивое предложение: спроектировать и реализовать на сцене центра систему водоснабжения для одного зарубежного спектакля, который будет представлен столичной публике в рамках международного фестиваля Solo уже в октябре. После многочасовых лекций реальная задача и возможность поработать руками настолько вдохновила завпостов, что на проекте разразилось настоящая битва профессионалов. Мелькают чертежи, оспариваются материалы, сводятся сметы… Детально изучив особенности площадки, сегодня завпосты представили свои версии, как же создать на сцене водопад. Смелость быть руководителем проекта “Вода” взяли на себя специалисты из Томска и Новоуральска. Под их началом завпосты должны просчитать сметы, составить список материалов и воплотить свой проект на сцене Театрального центра. А мы посмотрим, куда всё это “приплывёт”.
 
фото 2 вариант
 
В финале дня с заключительными презентациями под модераторством Виктора Шилькрота выступили театры Лысьвы (Пермский край), Новоуральска, Ставрополя и Алма-Аты. И проект “Театральное ПТУ” миновал экватор. Поздравляем всех участников с пережитыми открытиями и желаем ещё много сил – впереди столько же, а может, и больше!
бэйджи

13 июня. День восьмой

Сегодня “На Страстном” стартует блок лекций и практикумов по проектированию и конструированию театральных декораций. Открывает его декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-Студии МХАТ Ольга Неволина.
В лекции “Основы и нормативы оформления чертёжной документации” Ольга рассказала о необходимости правильно оформлять чертежи – “язык” всей технической документации; о стандартах технической документации и о различиях черчения в театре и черчения в машиностроении…2 (6)   1 (5)Сразу же после художник-конструктор Большого театра Ольга Павлюк прочла лекцию о принципах и практике организации театрального производства. Одним из ключевых тем лекции стала проектная документация на изготовление декораций, которую составляет сам художник. Точнее должен составлять, чтобы избежать всех тех проблем, которые возникают в отсутствии таковой. Эксперт призывает коллег подробнейшим образом составлять монтировочную опись. Это незаменимый источник информации для изготовления декораций, инвентаризации и паспортизации всего спектакля.
3 (4)

Закрепить полученные знания на практике завпосты поспешили в знаменитые мастерские Леонида Керпека “Сценический Портал” – настоящая фабрика по производству театральных чудес! Огромный ЧПУ-станок, розы из вспененного полиуретана, алюминиевые конструкции и летающие ослы… Именно в этих цехах рождается большинство декораций столичных театров. Благодарим хозяина за радушный приём и возможность завпостам из регионов самостоятельно попилить, постругать, полепить в этом пространстве.

4+5 (3)   4+5 (2)

4+5 (1)

12 июня. День седьмой

В День России к участникам проекта “Театральное ПТУ” обращается заместитель Министра культуры РФ Александр Владимирович Журавский!

Создаём спектакли в режиме реального времени

Как известно, импровизация на сцене – это высшее мастерство. На седьмой день проект “Театральное ПТУ” достиг и этого уровня! Общая тема дня “Проведение и адаптация спектакля на площадке” вызвала живой интерес участников, и теория обернулась непосредственной практикой.

Первый спикер – экс- техдиректор мировой компании Stage Entertainment Александра Козырева – задаёт высокий уровень дискуссии. В ее профессиональном арсенале работа с хорошо вам известными мюзиклами Mama Mia! “Зорро”, “Призрак оперы”, “Красавица и чудовище”. Компания привозит в Россию сложнейшие американские мюзиклы и играет их по несколько названий в сезон. Александра поделилась своим опытом адаптации спектаклей, в рамках которого ей приходилось даже перестраивать МДМ!

1 (3)   2 (2)

После небольшого перерыва тему адаптации спектакля к площадке продолжают “местные” эксперты – технический директор Театрального центра Олег Назаров и Максим Чепиль – техдиректор Евгения Гришковца, спектакль которого завпосты увидели воочию накануне на сцене “Страстного”. Опыт приема гастролирующих спектаклей у Театрального центра огромный. И разговор идёт детальный и очень конкретный: от анализа поступившей документации до итогового решения постановки. И вдруг дискуссия от теоретического обсуждения переходит к самой что ни на есть практике: директор Театрального центра предлагает участникам разработать систему водоснабжения для грядущих спектаклей.

Получивший кодовое название “Проект “Вода”, разговор этот касается двух технически сложных проектов, возможность показа которых на сцене Театрального центра “На Страстном” еще обсуждается. В обоих спектаклях задействовано огромное количество воды – бассейн, водопады и проч. Вот и реальная задача участникам проекта – просчитать количество необходимых запасов воды и системы ее подачи на сцену.

3 (1)   4

В обоих спектаклях задействовано огромное количество воды – бассейн, водопады и проч. Вот и реальная задача участникам проекта – просчитать количество необходимых запасов воды и системы ее подачи на сцену. Курск, Томск, Сарапул, Магнитогорск – завпосты наперебой предлагают свои чертежи, спорят о материале изготовления труб, просчитывают сметы. Ещё бы! Ведь разговор идёт не о заграничных и недосягаемых компаниях и теориях, а о реальном проекте – увидеть дело своих рук на столичной сцене. В течение недели завпосты детально изучат площадку Театрального центра и испытают свои чертежи на деле. Будем держать вас в курсе, затопит “Страстной” или нет…

5

11 июня. День шестой

Главным событием сегодняшнего дня для участников стала встреча с “космическим” профессионалом – видео- и медиахудожником Яном Калнберзиным.
Активный практик видеомэппинга, Ян внедрил эту технологию не только в жизнь города, но и в театральную инфраструктуру. Видеомэппинг – это когда на городских зданиях проецируются зD-иллюзии световых тоннелей, скачущих островов или крушения Колизея, к примеру. Видеоинсталляции для первых опусов «Фестиваля света», кстати, – тоже его творчество. Лекция Яна “Практический аспект видеосценографии” стала настоящим путешествием в иные миры. В миры, где спектакль может существовать без актёров, без декораций, без сцены. Видео-контент, по мнению Калнберзина, может заменить все. Видео-артист представил свое новое изобретение – светодиодный портал. Это полотно, с помощью света создающее иллюзию масштабного пространства. Но служит оно скорее для формы, чем для смысла. А вот видео-сценография в хореографическом спектакле по творчеству Кандинского, о котором говорит Ян, в сумме с живым артистом, смыслы приумножает. Благодаря специальным датчикам каждое движение танцовщика отображается на экране определенным мазком света и цвета. В программе прописана зависимость видео-контента от вектора движения артиста. И в симбиозе живого человека и умной программы рождается картина, написанная движением тела. Жаль, что мы не можем этого продемонстрировать. Но зато может услышать мнение Яна о проекте “Театральное ПТУ”.

10 июня. День пятый

Педагоги Школы-студии МХАТ Валерий Фирсов и Максим Железняков продолжают терпеливо объяснять участникам преимущества оформления технической документации и чертежей в программе «LayOut», и сегодняшний практикум должен закрепить вчерашнюю теорию.
1 (4)

Но самым ожидаемым событием дня становится знакомство завпостов из регионов со всеми столичными спектаклями разом. Это возможно благодаря выставке макетов театральных художников “Итоги сезона” в Бахрушинском музее. Вот где можно разыграться воображению завпоста – из чего можно было сделать эти качели…а какой толщины трубы нужны для этих перекрытий… где бы безопаснее в размерах реальной сцены поставить этот грузовик… Для завпостов это не просто экскурсия в музей, это обмен опытом со всеми спектаклями, представленными здесь в миниатюре макета.

3 (2) 2 (4)

Достойный финалом насыщенного дня стала лекция художника, советника художественного руководителя Электротеатра “Станиславский” Юрия Харикова в Каретном Сарае Бахрушинского музея. Хотя лекцией это назвать трудно. Очень живой разговор практика с практиками. Художник во всех подробностях и профессиональных деталях рассказал о постановочном процессе в театре и о том, что остается от идеи художника, когда над ее воплощение поработала постановочная группа. На примере спектакля “Восход солнца” по Гауптману художник представил всю архитектонику здания на Тверской, подробности реконструкции и концепцию создания современного многофункционального пространства на месте старого репертуарного театра.
4 (1)

9 июня. День четвертый

В начале насыщенного познавательного дня участников проекта приветствует председатель Гильдии театральных режиссёров России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Владимирович Фокин.

О чертежах

19074756_10211415917688498_1292612546_o

День четвертый образовательного проекта участники целиком посвятили отработке навыков чертежа в современных компьютерных программах.

Доцент факультета сценографии Школы-студии МХАТ, художник театра, кино и телевидения Валерий Фирсов и его коллега художник, педагог Школы-студии МХАТ на факультете сценографии Максим Железняков помогли завпостам освоить программу  SketchUp, в которой легко и просто создавать 3D-модель театра и любой сценической площадки. А специалист по работе с программой Lightconverse 3D Show Platform, Catalyst Media Server, световыми консолями семейства HOG и другими системами управления Виктор Шопин, уже знакомый участникам по лекциям вчерашнего дня, помог освоить основы проектирования в программе Vectorworks. Эта программа позволяет создать объемный чертеж площадки с любыми конструкциями, декорациями и световыми приборами. И даже вывести чертежный лист для документации на печать. Обе программы есть для скачивания в сети, и обе заметно облегчают жизнь всем, кто планирует пространство на плоскости с помощью карандаша – художники по свету, сценографы, завпосты, художники-конструкторы и другие творцы прекрасного. Только было бы желание и терпение освоить эти программы. Надеемся, у завпостов “Театрального ПТУ” по возвращению домой найдётся и то, и другое.

IMG_7464

8 июня. День третий

Создавая будущее

Два дня подряд в Большом театре – такое могут себе позволить только избранные! А участники проекта «Театраьное ПТУ» избранные и есть. Из 138 заявок, присланных на конкурс, возможность пройти образовательный интенсив в столице получили только 25 завпостов из регионов . И сегодня в Большом театре их ожидала лекция с интригующим названием «3D-визуализация спектакля – технологии будущего».

1 (2)

Уже знакомая участникам Галина Журова (начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Большого театра) рассказывает о новейших технологиях проектирования спектакля – 3D- визуализация. На примере спектакля “Осуждение Фауста” участники узнают:

– как в этой программе выстраиваются задуманные режиссёром декорации; – движение всей механики сцены;  – световые партитуры; – видеопроекции; – и даже мизансцены солистов. В этом программном комплексе прописан весь театр в деталях, всё можно посмотреть с любой точки и в движении. Благодаря 3D-визуализации художник может проверить, как сработает то или иное сценическое решение до того, как него будет потрачена половина бюджета театра. На экране появляются знакомые участникам  картины – да это же опера “Снегурочка”, в декорациях которой  вчера гуляли по сцене Большого участники “ПТУ”! Журова увлеченно рассказывает, как с помощью 3D-визуализации настраивали световые лучи, направление падающего снега и проч. И куклу – партнёршу Анны Нетребко в опере “Манон Леско” – тоже создавали в этой супер-системе визуализации театра будущего.

2+3 (1)   2+3 (2)

После обеда пришло время отработать на практике полученные знания. 12 мониторов воцарились на сцене Театрального центра, и началось шоу. Командовать световым парадом назначено большому мастеру по работе с Lightconverse 3D Show Platform, Catalyst Media Server и другими системами управления  шоу Виктору Шопину. Если говорить просто (а это в случае с лекциями для завпостов совсем непросто!), то в современных технологиях есть очень полезные для театра программы: для визуализации сценического действия – Lightconverse; для синхронизации – механизм тайм-кода. Что же  это такое?

4+5

Визуализация – то есть создание компьютерной модели площадки и спектакля – позволяет сократить время на подготовку и технические репетиции спектакля непосредственно на сцене. Многие аспекты будущей постановки можно смоделировать уже в студии, на компьютере в 3D, предсказать проблемы и найти пути их решения, когда спектакль еще даже не смонтирован. Это обеспечивает наглядность формы будущего спектакля, как для членов постановочной группы, так и для технических специалистов. В 3D-модели проще продумать адаптацию спектакля к чужим площадкам, поставить техническое задание на проектирование и расчёты технических служб.

6+7 (2)

Синхронизация по тайм-коду – это, условно говоря,  объединение и присоединение элементов шоу (спектакля): звука, света, видео, пиротехники и тд. к одному сигналу старта. Обычно в качестве источника тайм-кода используется звуковой файл – звук наиболее жестко привязан ко времени. В специальной компьютерной программе ставятся метки, к которым и привязывают остальные элементы, чтобы в нужные моменты происходили переходы.  Например, одновременная перемена света, звука и видео в момент выстрела на сцене – всего одним нажатием кнопки.  Но если вы думаете, что эти программы «будущего», в которых полностью исключён человеческий фактор в проведении спектакля, придумали сегодня, то глубоко ошибаетесь: тайм-код изобрели ещё в 1967 году. Так что пора бы ему уже дойти до каждого театра…

19024745_823660141125579_888286549_o

Виктор Шопин уступает трибуну доценту факультета сценографии и театральных технологий Школы-студии МХАТ Виктору Шилькроту. А тот, в свою очередь, готов предоставить слово самим завпостам. Наконец, мы в подробностях узнаем, с какими задачами сталкиваются коллеги  в региональных театрах. Удивляет контраст и разнообразие презентаций. В  Калужском кукольном 20 человек в труппе; в Сарапульском драматическом  20 человек – только  технические службы.  У кого-то в театре – отдельный шляпник, а кто-то заказывает производство сказочных домиков для спектакля «Снегурушка» заключённым колонии особо строгого режима.

9   10

Ну, где бы такие подробности вы ещё узнали? А тут – поэзия и проза театров России внутри Садового кольца. Уникальность проекта «Театральное ПТУ» вот именно в этой живой коммуникации! Завпост Астраханского ТЮЗа Илья Михайлович  Казанов рассказывает: его в Москву весь театр провожал. Постижеры, гримеры, бутафоры – все пришли со своими списками вопросов и просьб, что в Москве купить для театра, что узнать, с кем посоветоваться.

 «Пишите свои предложения, – тут же отвечает руководитель проекта «Театральное ПТУ» Михаил Васильевич Пушкин. – Кого из экспертов пригласить, с кем организовать встречу, на какую тему?  Сформулируйте запрос на то, что необходимо конкретно вашему театру, а мы постараемся исполнить».

Участники такой оперативности в обратной связи явно не ожидали.  Но у них есть ещё две недели проекта, чтобы «сформулировать» и вернуться к своим коллегам не с пустыми руками.

11

7 июня. День второй

Больше чем театр!

Даже объяснять не нужно, почему захватывает дух при словосочетании “Большой театр”. Множеством легенд и занимательных фактов овеяно здание одного из крупнейших в России и самых значительных в мире театров оперы и балета. Говорят, что количество людей, кто вышел из Большого, много меньше тех, кто в него вошёл. К счастью, дружной команды “Театрального ПТУ” это не коснулось, и все 25 завпостов выбрались из лабиринтов Большого в целости и сохранности. Хотя шансы потеряться были ой как велики…
Начался второй день образовательного проекта лекцией Галины Журовой о паспортизации спектакля. Начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации Большого театра не просто знает об этом всё, но и просвещает массы, занимаясь методологией этого процесса. Шутка ли: зафиксировать положение каждого осветительного прибора в каждую минуту спектакля, громкость звукового сопровождения, толщину фанеры для декораций, длину золотого шнурка в корсете etc… Паспорт спектакля – это полный его рентген, если можно так сказать. Подробнейшее досье, по которому другие люди и другие эпохи могут реконструировать произведение театрального искусства в точности оригинала. Что и происходит в Большом, когда легендарные балеты и оперы берутся восстанавливать спустя столетия. Как тут обойтись без паспорта? В Большом всё большое, и паспорт одного спектакля выглядит мощным фолиантом на 300 страниц формата А3. Но Галина Журова говорила не столько о масштабах – понятно, что в Липецке и Астрахани театры иного порядка. Но вот именно порядок должен быть везде. То есть речь шла, в первую очередь, об алгоритме создания такого паспорта, о его необходимости и личной ответственности завпоста за этот порядок.
1

А тем временем в светлом атриуме Большого, со стеклянной крышей, соединяющей два здания внутри одного, участников уже ждёт художник по свету Большого театра. Елена Древалёва – человек уникальный. Образовательных книг по театральному свету почти нет, она – автор многих из них. Именно Древалёва проектировала технический комплекс Большого театра во время реконструкции! И именно ей сегодняшние режиссёры обязаны свободой своих “световых” фантазий. Уникальность светового комплекса Большого – в его всесторонней подвижности. Софиты могут передвигаться не только по переднему плану, но и уходить в глубину сцены. Первый софит – 18 метров. Далее установлены пятичастные вольеры по секциям.Все подвешены на один мостовой кран. А под софитами – люки, в которых установлены осветительные приборы.

Когда проектировали, казалось, что это в принципе невозможно! – признаётся Елена Павловна. – А сейчас ничем не ограничиваем наших сценографов. Сцена максимально гибкая по подвесу светового оборудования, и на ней возможно всё“.

2+3 (2)

Что в Большом возможно всё, убедились и наши завпосты, блуждая по бесконечному подземелью театрального гиганта. “Пирог подвалов”, как называют его местные. Маршрут участников ПТУ по театру, вероятно, походил на траекторию движения тех самых софитов: вверх на 10 этажей, вниз на -4; на сцену, под сцену, за сцену. Императорское фойе и Бетховенский зал, пошивочный цех и склад объемных декораций! Даже стали свидетелями того, как на сцену выдвигают вагон поезда реальных размеров. И на несколько минут оказались внутри оперы “Снегурочка”, которая, кстати, по версии Большого, тает от апокалипсиса… В спектакле беспрестанно идёт снег. Вот по этому белому, только что вырезанному снегу и прошлись участники “Театрального ПТУ” – прямо на исторической сцене легендарного театра! Где только ни побывали счастливчики из регионов благодаря проекту “Театральное ПТУ”. А проект, в свою очередь, благодарит зам.генерального директора Большого театра Андрея Николаевича Проничева за содействие в организации нашего “большого” путешествия.

3+4 (1)   3+4 (2)

5+6 (1)   5+6 (2)

Собрать в фокус внимание после такой невообразимой прогулки, да ещё и в нежданно наступившую жару, было нелегко, но завпосты и тех.директора не отдыхать сюда приехали :). День, начатый с темы паспортизации спектакля, логически дополняет и завершает тема паспортизации площадки. И здесь к микрофону выходят супер-профессионалы в этих вопросах – технический директор Гришковца Максим Чепиль и техдиректор ТЦ “На Страстном” Олег Назаров. У первого огромный опыт вывоза спектаклей (Евгений Гришковец – величина, перманентно путешествующая); у второго – адаптации фестивальных постановок самых разных масштабов к площадке Театрального центра. Паспорт площадки, по мнению профессионалов, – это необходимая база данных для завпостов, техников, менеджеров театра. На примере конкретных случаев, лекторы разобрали виды паспортов, алгоритм составления паспорта площадки для региональных театров и составляющую паспорт документацию.

8

Красивым и трогательным аккордом в финале БОЛЬШОГО дня стал показ документального фильма “Большой театр.Служебный вход” – фильма о служащих театральных цехов, всегда безымянных, неизвестных зрителю. Но именно благодаря их ежедневному труду за кулисами, на сцене становится возможным чудо. Кому как ни участникам проекта “Театральное ПТУ” – завпостам больших и малых региональных театров – это знать…

7

Ещё больше новостей в Фейсбук #teatralnoeptu

6 июня. День первый

Старт проекта и приветственное слово Председателя Союза театральных деятелей России Александра Александровича Калягина!

Все флаги в гости к нам!

Дирекции Астраханского, Вологодского, Томского, Туапсинского ТЮЗов, драматических театров Кемерово, Липецка, Мордовии в один голос говорят о необходимости профессионального образования технических специалистов и приветствуют участников 3-го Всероссийского образовательного проекта “Театральное ПТУ”. С нетерпением ждём встречи с театральными специалистами из 25 городов России и ближнего зарубежья, а также с многочисленными вольнослушателями Школы завпостов.
Астрахань.   Благодарность31052017_0000 (1) Благодарность31052017_0000  Кемерово Липецк.    Мордовия. Томск.  Туапсе.
0001

 

Первый день образовательного проекта “Театральное ПТУ” сразу же задает высокий уровень дискуссии. Если проблемы – то самые насущные. Если эксперты – то высочайшие профессионалы.
Первый из них – директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов предлагает участникам реальную площадку для объединения сообщества завпостов – страницы журнала “Сцена”.
Сегодня пространство вокруг, увы, работает на разъединение. А наше собрание – это такой контрапункт, спасительное движение к объединению, которое обязательно нужно поддерживать! И как главный редактор журнала “Сцена” я призываю всех участников присылать нам материалы о своей жизни в театре, делиться наработками в процессе выпуска спектакля. Излишняя скромность и отсутствие привычки легко исправимы – нужен лишь внутренний посыл делиться своими успехами в ежедневном театральном труде.
Родионов
После экспресс-знакомства участникам предстоит обсудить тему с одной стороны глобальную, с другой – свой ежедневный труд: «Структура и проблемы управления подразделениями ХПЧ». Специалисты самых разных московских театров – от завпоста огромного МХТ им.Чехова Надежды Быхановой до завпоста камерной “Практики” Дмитрия Ляшкова – рассказывают о своем опыте и делятся личными ноу-хау. О системе организации работы цехов по Whats-up в ЦИМе, о создании Центра электронной поддержки в РАМТе и многом другом. Завпост Центра им.Мейерхольда Александр Климушин говорит о необходимости такого специалиста в театре, как стейдж-менеджер. Это руки завпоста на сцене и центр коммуникации со службами одновременно. Модератором дискуссии выступает хорошо известный театральным кругам эксперт – доцент факультета сценографии Школы-студии МХАТ Виктор Шилькрот.
Круглый стол сменяется дискуссией «Управление ХПЧ – кадровый менеджмент. Профессиональный рынок труда и вопросы профессионального образования». Разобравшись в первом блоке, как завпосту из хаоса создать в театре гармонию, участники переходят к другому вопросу – как научить профессии завпоста? Заместитель генерального директора Большого театра России Андрей Проничев констатирует катастрофическую нехватку профессиональных кадров в технических цехах театров. И проблема, на его взгляд, заключается в отсутствии заочных курсов завпостов, как метода повышения квалификации уже работающих специалистов.
Проничев это
Не менее важную тему поднимает Ольга Неволина – декан факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ: на сегодня нет профессиональных стандартов образования для завпоста. Но, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И разработать эти стандарты может и должно только само техническое сообщество.
Неволина
Именно поэтому “Театральное ПТУ” – проект беспрецедентный и необходимый. Это первый и очень важный шаг на пути профессионализации технических специалистов театра, уровень подготовки которых, особенно в региональных театрах, заметно отстает от развития современных театральных технологий. Директора Школы «Шоу Консалтинг» Ольга Соловьева и Высшей Школы деятелей сценического искусства «Школа Г. Г. Дадамяна» Олег Лабозин добавляют, что профессиональные образовательные структуры в театральной области крайне нуждаются в обратной связи от профессионального сообщества. И именно “Театральное ПТУ” предоставляет возможность личной и адресной коммуникации с техническими специалистами со всей России. Итогом большого разговора стало единогласное решение: нужно создавать крепкое экспертное сообщество для решения проблем, и – как инструмент коммуникации этого сообщества – необходим глобальный интернет-портал “скорой помощи” тех.директорам, где в оперативном режиме завпост из Кемерово мог бы спросить совета у завпоста Большого театра.
Приятным сюрпризом в финале первого дня стала встреча с художником-сценографом Ларисой Ломакиной – бессменным автором режиссёра Константина Богомолова. Только что прилетев из Италии, Лариса рассказала об опыте постановок в Италии и Германии, сравнив детали постановочного процесса с тем, как это проходит в России. Участники встречи смогли увидеть эксклюзивные кадры премьерного спектакля Богомолова “Преступление и наказание”, который недавно прошел в итальянской Модене.
Ломакина
общее фото