Театральное ПТУ. v. 4.0 Дневник проекта

10 декабря. День седьмой

Майя Шавдатуашвили предложила участникам «Театрального ПТУ» выполнить домашнее задание – с помощью фильтров воссоздать световую композицию картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Результаты порадовали: сколько художников, столько и решений, так что можно считать этот экзамен сданным. Ну а после мозгового штурма все вернулись к глобальным проблемам и обсудили, как быть с техническим оснащением реконструируемых или строящихся театров. Как ни странно, основным камнем преткновения оказалась межличностная коммуникация, и Майя Михайловна посоветовала делать упор на прямые контакты со специалистами.

Майя

В работе с приглашенной постановочной командой есть свои нюансы, поэтому Елена Древалева остановила свой выбор на «Осуждении Фауста» в постановке Петера Штайна и рассказала обо всех этапах выпуска спектакля, от знакомства с эскизами художника до премьерного показа. Два ценных совета для художников по свету (впрочем, их можно отнести ко всем создателям спектакля): 1) на площадке следует появляться с уже готовыми идеями и не выносить на публику муки творчества; 2) надо делать как можно больше световых проб. И просто для справки, раз в эти дни мы столько говорили о технической документации: объем технического паспорта «Осуждения Фауста» – 104 страницы, поэтому давайте брать пример с Большого театра и стремиться к максимальной детализации, вам еще скажут за нее спасибо.

Древалева

Учебный процесс оказался таким захватывающим, что можно было бы продолжать и продолжать, но неделя реального практикума подошла к концу, и участникам уже не терпится вернуться в родные театры, чтобы воплотить на практике новые знания. Напоследок все показали презентации самых интересных своих проектов, а доцент факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Виктор Шилькрот дал профессиональную оценку и рекомендации каждому из участников. Вот теперь точно всё, и мы объявляем четвертую сессию «Театрального ПТУ» завершенной, ура!

the end

9 декабря. День шестой

Большинство производителей светового оборудования постепенно переходят на диоды, и если когда-то они казались излишеством, то теперь становятся постоянными спутниками любого художника по свету. Майя Шавдатуашвили напомнила, как устроены светодиодные приборы и для чего нужны отражатели и люминофор, а также провела сравнительный анализ оборудования от разных производителей.

Майя1

От теории до практики в буквальном смысле один шаг. Только Майя Шавдатуашвили рассказала об устройстве приборов Niethammer, как уже через секунду участники «Театрального ПТУ» смогли все разглядеть собственными глазами. Заговорили о световом парке LDDE и Lichttechnik? Пожалуйста – все оборудование уже на сцене, и его можно испытать в действии. Вот он, реальный практикум!

Майя2

Для каждого типа визуализации существует свое программное обеспечение: для фотореалистичной – 3D Studio Max, для светотехнической – Dialux, для инженерной – BIM пакеты, а Lightconverse необходим для технологической, и эта платформа позволяет создать визуализацию всего проекта в целом, а не одной его составляющей. Вдобавок параметры перспективы у человеческого глаза и проекционной оптики совершенно разные, поэтому Autocad, например, не подходит для визуализации проекции. Виктор Шопин продемонстрировал возможности Lightconverse – наиболее удобной для визуализации шоу программы, и доказательством тому служит точность совпадения виртуального макета с реальными объектами, поскольку расхождение не превышает двух миллиметров. Но не расслабляйтесь: любой софт бессилен, если в вашей голове нет четкого визуального образа.

Шопин

Видеопроекционное оборудование становится все совершеннее, а выбор – все сложнее. Как понять, какой проектор оптимален для поставленной перед вами задачи? Андрей Манкос рассказал о различиях ламповых и безламповых проекторов, о проекции высокого разрешения 4К, об особенностях последних моделей проекторов Barco, а также о сопутствующем оборудовании.

Манкос

 

8 декабря. День пятый

Если кто-то считает театр устаревшим видом искусства, ему надо побывать на «Театральном ПТУ», где дается инструкция по применению множества современных технологий. Сегодня участники ПТУ провели несколько часов, под предводительством Валерия Фирсова и Максима Железнякова постигая азы программы SketchUp, трехмерную визуализацию, этапы создания 3d-макета театра, работу со слоями и уже существующими моделями.

Скетч

Зрительное восприятие света зависит от множества факторов, и при создании световой партитуры не стоит об этом забывать. Здесь имеют значение и особенности строения человеческого глаза, и цвет светового луча, и национальный менталитет (оказывается, европейцы более привычны к неестественным цветам), и даже чувство голода (вы знали, что голодному зрителю свет кажется более ярким?). Майя Шавдатуашвили поделилась с участниками ПТУ, как можно применять на практике эти знания, оперируя индексом CRI, используя те или иные виды ламп и линз и отдавая предпочтение разным оптическим системам.

Майя

«Театральное ПТУ» – это не только гранит науки, но и приятные сюрпризы. В последний момент удалось выкроить время в насыщенном учебном расписании и отвести всех участников в Музей им. А.А. Бахрушина на открытие выставки Эдуарда Кочергина. Творчество легендарного театрального художника – лучший источник вдохновения и стимул для активного участия в грядущих событиях проекта.

Выставка_

7 декабря. День четвертый

Главный принцип проекта «Театральное ПТУ» – это практика и только практика. Зачем говорить о техническом оснащении современного театра, когда можно пойти и увидеть все своими глазами? Ради этого участники ПТУ поехали ранним утром на Новую сцену Театра п/р О. Табакова, где Денис Гришин показал, как выглядит воплотившаяся мечта любого сотрудника светового цеха.

Табакерка

Как создать правдоподобную иллюзию при помощи видеотехнологий? Оганес Мартиросян-Рояк поделился секретами мастерства, накопленными компанией Polymedia во время работы над масштабными мультимедийными проектами. Участники «Театрального ПТУ» познакомились с системой 3D трекинга в реальном времени Black Trax и обсудили, как проецировать видео-контент на декорации, движущиеся по сцене без прописанной заранее траектории, узнали, для чего нужен игровой движок UNITY и какой сервер лучше справляется с такими задачами.

МР

По признанию Полины Бахтиной и Алексея Лысова, самым сложным в подготовке оперы-променад «Пиковая дама» оказалась работа с пространством (а как иначе, если место действия – памятник архитектуры) и мультимедиа. Проекция не только помогла преодолеть технические ограничения и создать сложные декорации, но и взяла на себя несколько дополнительных функций, например, заменила собой значительную часть световых приборов. Подробнее о видеомэппинге и визуальных мультимедийных решениях рассказал Иван Нефедкин и показал несколько примеров точечной проекции, созданной для этого проекта студией Radugadesign, например, виртуальную карточную игру и анимированную портретную галерею.

БНЛ

Насыщенный день мультимедиа завершает компания Epson с практическим занятием по видеопроекции. Представитель компании Сергей Епихин не только рассказал и показал участникам возможности современных видеопроекторов, но и дал им возможность самим попробовать настроить, откалибровать и сшить изображения с нескольких проекторов – напрямую через меню проектора.

Е

 

6 декабря. День третий

Несомненно, у каждого есть свои секреты мастерства, однако не стоит забывать о простейших, казалось бы, правилах, без которых качественный свет невозможен: например, все ли своевременно промывают световые приборы? Или взять хотя бы отношения с дирекцией театра: все ли готовы проявлять инициативу, чтобы оптимизировать рабочий процесс? Ведь зачастую именно техники изнутри знают, как можно улучшить или упростить выполнение поставленной задачи, но не решаются поделиться своими идеями с руководством. Совет от мастеров (а любому совету Глеба Фильштинского и Евгения Ганзбурга можно только беспрекословно подчиняться): дерзайте и предлагайте! Успех любого спектакля зависит, в том числе, и от вас.

ГФ_

Завершающую часть своего трехдневного мастер-класса Глеб Фильштинский посвятил интегрированному мультимедийному шоу и, соответственно, работе с таймкодом. Ключевое слово здесь – универсальность. В современном мире шоу и зрелищ ставка делается именно на универсальных технических специалистов, способных работать одновременно со светом, звуком, видео и сложной сценографией. Если же вы специалист по свету, то нельзя ограничивать себя работой только на одном пульте – стремитесь к универсальности. А в качестве бонуса все участники получили уникальный кодекс профессионального поведения, за долгие годы выработанный Глебом Вениаминовичем: от этики общения и алгоритма работы до самого принципиального вопроса – выходить ли художнику по свету на поклон?

Ф_

Вы уже работали на новом пульте ETC Ion Xe? Бьемся об заклад, что нет, ведь только что в рамках «Театрального ПТУ» он впервые был представлен в России. Пока все завидуют слушателям нашего проекта, расскажем немного о мастер-классе тренера по пультам ETC Тимура Саитова. Участники практикума испытали все: патчи, управление интеллектуальными приборами, работу со сторонними приложениями и светодиодными приборами, опробовали новые интерфейс и возможности EOS. Ну а новая организация библиотеки фильтров и эффекты от изменения кривых перехода привели всех в восторг. Проверено «Театральным ПТУ»!

ETC_

 

5 декабря. День второй

За ночь все осмыслили полученную накануне информацию, и сегодняшняя встреча с Евгением Ганзбургом уже больше напоминала оживленный диалог: участники «Театрального ПТУ» рассказали о своем опыте выпуска спектаклей и выезда на гастроли, а также не упустили возможность задать мэтру наиболее каверзные технические вопросы, с которыми им пришлось столкнуться. Впрочем, вопросами-ответами дело не ограничилось, и Евгений Леонидович уделил немало времени другим важным темам: характеристикам театрального света от цвета и композиции до формы луча, этапам выпуска спектакля, секретам взаимодействия с режиссером, и документации светового оформления спектакля.

Г_

Вчера слушатели «Театрального ПТУ» начали знакомиться с европейским опытом постановки спектаклей, и на этом дело не кончилось: Глеб Фильштинский продолжил делиться примерами из своей богатой практики и объяснять, каким образом можно оптимизировать и наладить рабочий процесс. Эти знания универсальны для любой площадки, как крошечного провинциального театра, так и национальной оперы в любой столице мира. Не так важно, каков объем вашего светового парка и сколько он стоит – уже сейчас вы можете сделать все, что использовать его по максимуму и выдавать лучший результат из возможных.

Ф_

У Евгения Виноградова есть чему поучиться – редко встретишь столь четко  структурированное представление о технической документации. Теперь у слушателей «Театрального ПТУ» есть совершенный инструмент для выпуска спектакля, который включает в себя инструкцию по составлению ТЗ, секреты создания наглядных схем, финансовые расчеты, план предварительного развеса, лист направки, фото направки луча в декорациях и многое-многое другое. Идеально оформленное техническое задание – это ли не мечта любого театрального техника и продюсера?

В1_      В2_

 

4 декабря. День первый

 

баннер ПТУ

Все участники собрались, модераторы готовы делиться знаниями, новейшее техническое оборудование выставлено и ждет-не дождется презентации. Поехали!

участники

 

Евгений Ганзбург сразу погрузил слушателей в увлекательный мир театрального света. Через несколько часов они уже все знали о функциях света и единственном ограничении в работе с ним, как свет соотносится с видеопроекцией, чем руководствуются приверженцы ламп накаливания и что им противопоставляют адепты светодиодов, в каких четырех измерениях существует театральный свет, как синхронизировать свет, звук, видео, механику и оставить в этой жесткой партитуре место для актера. Самое же главное, что Евгений Леонидович поделился с нами не только практическими советами, но и своим философским и поэтическим восприятием света – а лекцию на эту тему вы точно нигде не услышите, только на Театральном ПТУ.

Ганзбург_4

 

Если о художественных отличиях российского и зарубежного театра наслышаны многие, то рассказать о технической стороне вопроса могут единицы. Участникам ПТУ несказанно повезло, ведь Глеб Фильштинский знает всё об особенностях постановочного процесса за границей. Что такое «Guideline for the artistic team» и зачем он нужен? Не пора ли завести аналог в российских театрах? Чем грозит появление пожарного инспектора на стадии подготовки спектакля в европейском театре? Для чего изготавливается «белая модель»? Обо всем этом мы узнали сегодня и с нетерпением ждем завтрашнее продолжение лекции.

Фильштинский_4

 

О том, как совершается техническая революция в масштабах такого театра, как Большой, на «Театральном ПТУ» рассказал сегодня Ян Калнберзин. Видеосценография постепенно становится полноправным участником спектакля, и это уже не привычная проекция на задник, а совершенно самостоятельный и высокотехнологичный персонаж. Виртуальные герои взаимодействуют с живыми актерами и заставляют тех менять способ существования, а ведущие спектакль технические специалисты действуют наравне со своими интерактивными подопечными, которые то и дело норовят выйти из-под контроля. Но даже в экстренной ситуации настоящий видеохудожник не теряется и импровизирует, пусть порой дело и не обходится без курьезов.Калнберзин_4