Завершился юбилейный фестиваль SOLO

5_1

С 1 по 10 октября 2017 года в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» прошёл X международный фестиваль моноспектаклей SOLO.За 10 дней на сцене Театрального центра СТД РФи в «Боярских палатах СТД» было показано 18 спектаклей из Италии, Франции, Польши, Германии, Великобритании, Греции, Грузии, а также 5 городов России.

«Даже не верится, что Международному фестивалю моноспектаклей SOLO исполнилось 10 лет! – отмечает председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. – За плечами – большая театральная история. На сцене нашего Театрального центра «На Страстном» в разное время «солировали» Константин Райкин и Александр Филиппенко, Роберт Уилсон и Ромео Кастеллуччи, Ян Фабр и Анхелика Лидделл. Афиша юбилейного SOLO – это снова открытие. Лично я был заинтригован контрастом: как зазвучат в соседстве друг с другом именитые европейские театры и камерные, из российской глубинки? Вот этот размах театральной географии – от Лондона до Томска – пожалуй, лучший подарок, какой мог сделать X SOLO  своей публике».

В программу юбилейного фестиваля вошли не просто сильнейшие актёрские работы со всего мира, но постановки, демонстрирующие мультижанровость в моноформе. Поэзия и документальный театр, фантастика и «эксплуатационное» кино, новая драма и инсценировка прозы – SOLO было важно исследовать границы жанра моноспектакля.

«Мы понимаем, что мы ничего не понимаем про этот жанр, – признаётся арт-директор фестиваля Михаил Пушкин. – Моноспектакль – это не только артист, коврик и разговор со зрителем, это еще и очень сложные технологии. Я надеюсь, что следующий фестиваль сможет объединить некое количество режиссеров и актеров, которые будут находиться здесь на протяжении всего фестиваля. Не приезжать, уезжать – а быть беспрерывно в диалоге друг с другом, чтобы впоследствии рождались интернациональные театральные проекты».

Открытием программы X SOLO стало самое неоднозначное и провокационное событие фестиваля – постановка итальянского театра Elledieffe-Teatro Elicantropo «Мышелов». Спектакль из Неаполя – это трагедия бесполого человека, сыгранная на редком неаполитанском языке. Не определён не только пол существа, застрявшего вмежгендерном провале, – не определена судьба всего Неаполя, переживающего социальное и этическое падение после землетрясения 1980 года. Актриса Имма Вилла, осваивая декорации полуразрушенной трущобы, с ловкостью фокусника жонглировала образами алкоголика, мышелова, проститутки в облезлой леопардовой шубке, Девы Марии в сияющей раме. И неаполитанской скороговоркой заговаривала зрителей историями о прошлом и настоящем великого города.

«В спектакле речь идет о вещах, которые мы в обычной жизни все время пытаемся скрыть, – добавляет режиссёр Карло Черчелло. – Одиночество, конечно, но прежде всего – наше противоречие. Наша жизнь, которая находится в вечно неустойчивом равновесии. Все время делится на две части: между светом и тьмой, жизнью и смертью, мужским и женским началом».

Случилась на фестивале и мировая премьера спектакля – «Каренина» Франчески Каприоли. С молодым итальянским режиссёром московская публика знакомилась ещё на фестивале «Твой шанс», где был показан спектакль «Замок» по Кафке. На этот раз в паре с актрисой Паолой Сенаторе Каприоли сочинила для Анны Карениной современную историю, внутри  которой стихи Цветаевой синтезированы с пластическим театром. На дискуссии после просмотра зрители наперебой благодарили итальянский коллектив за смелость при некоторой наивности и нестандартный подход к русской классике.

«Когда мы показали «Анну Каренину» в оригинале  – без своего собственного текста – итальянским зрителям, прозвучал вопрос: «Зачем вы это делаете? Это не имеет смысла сегодня», – рассказывает Франческа. – Тогда я решила сделать это по-другому. Мне хотелось в самом спектакле объяснить наши мотивы. Потому что в словах Анны Карениной есть и моя собственная грусть. Потому что я вижу, что очень часто зрители не ловят глубинный смысл: им неинтересно слушать о любви и о смерти, они этого не понимают. Потому что, по крайней мере, у нас в Италии, женщина, настоящая женщина, не вызывает серьезных переживаний, чувств. И кажется, что это уже старая, набившая оскомину история. Поэтому у нас искусство театра постепенно исчезает. Зато расцветает искусство перформанса. Я, правда, не понимаю, что это».

Закрывал юбилейную программу, пожалуй, самый зрелищный спектакль фестиваля – «ОДИССЕЙ. Красная рапсодия Х». Известный греческий режиссёр и актёр Йоргос Пантелеакис представил зрителям аутентичную версию поэмы Гомера, мировая премьера которой состоялась накануне в Афинах и Лондоне. Закольцованность песен, исполняемых под старинный струнный инструмент,  монотонность горлового пения, похожего на камлание якутских шаманов, потоки воды – всё это создавало модель «первобытного» театра, театра времён самого Гомера, и по непривычности своей стало настоящим потрясением для московской публики. Важно отметить, что сложное техническое решение спектакля – на протяжении полутора часов на сцене льёт дождь – принадлежит участникам образовательного проекта «Театрального ПТУ. V 3.0», завпостам из региональных театров.

Фестиваль моноспектаклей SOLO не имеет аналогов в России, он любим столичной публикой, проходит при неизменных аншлагах и занимает свою нишу в числе самых крупных международных фестивалей страны. Ежегодно SOLO уделяет особенное внимание сценическим экспериментам, а также собирает на одной сцене выдающихся мастеров жанра моноспектакля со всего мира, в числе которых такие знаковые имена современного театра, как Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Пиппо Дельбоно, Роза Хайруллина, Анхелика Лидделл и многие другие.

Дополнительная информация и фотоматериалы:

miladeneva@gmail.com+7 (967) 232 80 04 – пресс-атташе Театрального центра Мила Денёва