Дневник Театрального ПТУ v.10.0

День первый

«Современный театр. Что сегодня происходит на сцене?»
С этой лекции сегодня началось большое путешествие наших коллег из регионов в современный мир художественно-постановочной части театра.
Опытом практической работы поделилась Татьяна Круковская — старший преподаватель кафедры технологии художественного оформления спектакля Факультета Сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ.

Анна Щепетина, художник-постановщик компании Sechenov.com, и Ольга Неволина, декан факультета Сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ провели практикум на тему «Классификация графической документации по спектаклю».

 

А на мастер-классе от Ольги Неволиной, декана факультета Сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ, наши участники узнали о всё о чертежах сценической площадки.

 

День второй

Завидуем участникам «Театрального ПТУ»!
Прямо сейчас они находятся в Театре на Бронной.
Мастер-класс по реконструкции театра и демонстрацию его технических возможностей и обновлённого закулисья проводит сама Лариса Ломакина — главный художник Театра на Бронной, сценограф и архитектор.
Зал-трансформер и светодиодный свет
Что это? И, главное, зачем?
Крутые технологические возможности современного театра участникам «Театрального ПТУ» представили на двух мультимедийных лекциях наши партнёры и друзья — директор по развитию компании Sistema Антон Озеров и заместитель директора Николай Флоренский.
Далее последовал практикум по программному обеспечению Capture — отличному помощнику в создании светового решения и документации. Провёл его Никита Смолов, художник по свету, заведующий ХПЧ театра «Балет Москва» и старший преподаватель кафедры технологии художественного оформления спектакля Школы-студии МХАТ.
И под конец этого насыщенного дня — практикум по созданию чертежей сценической площадки от Николая Попова, художника-технолога сцены, конструктора, бутафора-декоратора и приглашенного педагога Школы-студии МХАТ.

 

День третий

Истоки современных Дельфийских игр прослеживаются от античных Пифийских игр, проходивших в древнегреческих Дельфах.
Сегодня на проекте «Театральное ПТУ» наш коллега, художник по свету, амбассадор MA Lighting в TTT group Алексей Иньков делится опытом проведения Дельфийскийх игр России.
Этот проект технически был создан компанией с нуля.
И такой опыт дорогого стоит.

День четвертый

Продолжаем интенсивное освоение нового в профессии с Виктором Шопиным.
Построение смешанной сети передачи данных для звука-света-видео.
Историю создания обновлённого Электротеатра «Станиславский» наш технический директор и экс-завпост Электротеатра Максим Чепиль знает примерно так же чётко, как собственную профессиональную биографию.
А еще Макс знает все возможности этого театра из личного опыта, ведь ему приходилось технически решать самые смелые режиссерские задачи авангардного и амбициозного театра Москвы. О чем он сегодня и рассказал коллегам — 25 техническим специалистам из региональных театров.

День пятый

Сегодня на проекте «Театральное ПТУ» — каскад профессионалов.
Для начала практикум для 25 участников проекта провёл конструктор Большого театра, художник-технолог сцены Павел Столяров. Он поведал обо всех тонкостях трёхмерного проектирования и оформления рабочей документации с помощью программного обеспечения SOLIDWORKS.
Александр Соломин, которого называют не иначе, как «завпост всея Руси», за его колоссальный опыт работы в ведущих театрах страны, провёл мастер-класс по организации работы ХПЧ и разработке документации сценической площадки в контексте подготовки гастролей.
Руслан Ситников — наш супер стар! Спасибо за крутейший диалог, за острые и актуальные вопросы о работе завпоста в театре, о зарплате, должностных инструкциях, умению выстраивать конструктивный диалог с режиссёрами, актёрами, директорами театров.
Наша особенная радость в том, что в 2016 году Руслан Ситников приехал к нам на проект «Театральное ПТУ» из Саратовского ТЮЗа. И вуаля. Сегодня Руслан — завпост обновлённого Театра на Бронной, а за его плечами ещё и опыт работы завпостом в РАМТе.
А главное, Руслан — мощнейший специалист и мастер своего дела.
Как говорится, эффект «Театрального ПТУ» налицо.

И это ещё не всё!

Завершает сегодняшний день Юлия Шумова, заведующая звукоцехом Московского академического театра им. Вл. Маяковского, которая поделилась опытом звукофикации театральных залов и организации работы звукоцеха.

 

День шестой

Сегодня в проекте «Театральное ПТУ» — уважаемые коллеги из Санкт-Петербурга! И не откуда-нибудь, а прямиком из БДТ им. Товстоногова.
Заместитель художественного руководителя по ХПЧ БДТ им. Товстоногова Светлана Зайкина не один год работает над сложносочиненными с технической точки зрения спектаклями Андрея Могучего и Александра Шишкина. Сегодня Светлана поделилась с коллегами из регионов опытом работы в художественно-постановочной части одного из крупнейших театров страны и провела для них две лекции: «БДТ. История создания самого современного театра» и «БДТ. «Три Толстяка» — разбор выпуска спектакля».

День седьмой

Кому в «Гоголь-центре» жить хорошо?

Всем, судя, по экскурсии, — цехам, актёрам, режиссерам, менеджерам.

Классное, оснащённое и функциональное пространство, о котором участникам проекта «Театральное ПТУ» рассказал Илья Рейзман, технический директор «Гоголь-Центра», а также звукорежиссёр многих спектаклей большой и малой формы. Он провёл мастер-класс и лекцию на тему «Специфика выпуска спектакля не на классических сценах».

 

 

Расширяем кругозор и не ограничиваемся только спектаклями! Концертный светодизайнер Давид Мисакян поделился своим богатым опытом подготовки больших концертных шоу и туров.

 

 

Продолжаем исследовать свет в компании Ивана Виноградова, главного художника по свету МХТ им. Чехова, который объяснил, как устроена работа художника по свету в разных театральных жанрах и не только.

 

День восьмой

Иммерсивными бывают — театр, выставка, концерт…

Но не только!

Сегодня наш партнёр — компания «ДОКА Центр» представила нам… иммерсивный практикум!

Всё можно не только потрогать и пощупать, но узнать о практическом применении того или иного материала на сцене и в спектакле.

День девятый

«96 спектаклей в месяц. Как тебе такое, Илон Маск?»

И нет, это не шутка. Это название лекции заместителя директора РАМТа по техническим вопросам Виталия Галича.
Прямо сейчас в РАМТе он проводит экскурсию и мастер-класс для участников проекта «Театральное ПТУ».

Игорь Мизгирев, директор концертного зала Кемеровского государственного университета, тоже не шутит и делится с участниками реальными инструментами для реализации замыслов при работе в регионе. Инструментов там столько, что лекцию пришлось разделить на два дня. Продолжение следует!

 

День десятый

Макс Чепиль поясняет:
Команда DEALER CENTER TTT GROUP наглядно показывает нашим коллегам, как «вживую» работать со звуком. Как правильно «снять» звук с музыканта, распределить верхние и нижние частоты, но, самое главное, это, конечно же оборудование! В данном примере мы видим, как звук снимется с обычного петличного микрофона Point Source Audio, который находится на артисте. И настраивается он под инструмент буквально за 5 минут!

 

А вот и обещанная вторая часть лекции Игоря Мизгирева. Продолжаем обсуждать, как эффективнее организовать работу в регионах.

 

 

 

День одиннадцатый

Сегодняшний день участники проекта начали в КЦ Строгино.

Владимир Богомолов, начальник отдела технологического телевидения МАМТа и ведущий видеоинжинер КЦ Строгино, провёл мастер-класс на тему «Видеоинженер — работа мечты».

 

 

А его коллега Николай Курланов, звукорежиссёр Культурного центра Строгино и Электротеатра «Станиславский», поведал о современных способах передачи звуковой информации при организации театральных проектов.

 

К проекту «Театральное ПТУ» присоединяется директор арт-холдинга «Ангажемент» Татьяна Самойлова из Екатеринбурга.

Профессионалы такого уровня всегда очень востребованы в своей индустрии. И мы благодарны и счастливы, что у нашего гостя нашлось время для проекта «Театральное ПТУ».

Уже сегодня Татьяна Самойлова прочтет для участников проекта лекцию «Как организовать гастроли? Опыт Уральской Столицы».

У работы в камерных пространствах есть своя специфика, и Дмитрий Ляшков знает о ней всё. Достаточно посмотреть на его послужной список, чтобы безоговорочно довериться его опыту: технический директор театра «Русская песня», технический директор проекта «Арт Платформа», технический директор фестиваль «Территория 2022», технический директор фестиваля «Новые люди 2022», технический директор фестиваля «Традиция 2022».

День двенадцатый

Сегодня участники «Театрального ПТУ» не только узнали много нового на лекциях, но и побывали в Театральных мастерских «Сценический Портал», где Артем Керпек провёл лекцию и мастер-класс о том, как устроены мастерские и каким образом выстроить работу с ними.

 

День тринадцатый

Новый учебный день на проекте «Театральное ПТУ» начался с экскурсии в один из крупнейших и самых оснащённых театров нашей страны — Театр им. Евг. Вахтангова.

Об эксплуатации Основной, Исторической, а также нескольких малых сцен театра, их проблемах и возможностях участникам проекта рассказывает заведующий художественно-постановочной частью Театра им. Евг. Вахтангова, заслуженный работник культуры России Владимир Довгань.

 

Кто такой стейдж-менеджер и какова его роль в постановочном процессе и прокате спектакля? Об этом участники узнали от технического директора «Бродвей Москва» Александры Козыревой.

 

День четырнадцатый

Сегодня мы проводим полдня с «Театральными Технологическими Системи» в компании генерального директора Виталия Якунина, директора по развитию Михаила Васильева и инженера-программиста Игоря Бережнова.

 

 

Андрей Морозевич, менеджер про AV Optoma, проводит для наших участников практикум по технологическому мэппингу.

 

 

День пятнадцатый

Святая святых!

Прямо сейчас участники проекта «Театральное ПТУ» гуляют по Новой сцене Большого театра России.

Завидуем. Потому что у них есть возможность не только технические цеха крупнейшего театра страны изучить, но и полюбоваться росписью потолка, которую Зураб Церетели выполнил по знаменитым эскизам Леона Бакста.

Спасибо заведующему художественно-постановочной частью Новой сцены Большого театра Сергею Тимонину за мастер-класс и экскурсию!

 

Но это не всё: потом Сергей Тимонин провёл мега насыщенные и очень объёмные по содержанию полезных лайфхаков лекции «Охрана труда» и «Паспорт сценической площадки» для участников проекта «Театральное ПТУ».

 

День шестнадцатый

О том, как устроен Московский театр Et Cetera п/р Александра Калягина, можно писать книги.

Например, о том, что кресла Большого зала этого театра выполнены в одиннадцати различных стилях: раннее и позднее барокко, Людовика XV, модерн, неоклассицизм, рококо и другие, знают многие искушенные театралы. Кстати, занавес, на котором многократно повторяются золотые буквы «ЕТС», разработан специально для театра художником Эдуардом Кочергиным.

А вот о том, как функционирует художественно-постановочная часть этого театра, знают немногие. Сегодня обзор площадки и экскурсию по театру участникам проекта «Театральное ПТУ» провела заместитель художественного руководителя по техническим вопросам Ольга Верниковская.

 

Выдающийся художник по свету Борис Волков просто и понятно рассказал участникам проекта «Театральное ПТУ» о том, как шаг за шагом сделать… настоящее световое шоу и выпустить спектакль по свету буквально с нуля.

 

День семнадцатый

17 дней, 25 участников, лекции, экскурсии, мастер-классы!

Спасибо нашим участникам, лекторам, театрам и партнёрам, огромное спасибо нашей команде и всем, кто сделал этот проект по-настоящему интересным и полезным.

 

 

 

Отзывы участников и лекторов о проекте «Театральное ПТУ v.10.0»