V. 3.0

 
 
 
Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) «На Страстном» с 6 по 22 июня, подвела итоги 3-й сессии. В течение 17 дней завпосты и технические директора бесплатно проходили интенсивный курс повышения профессиональной квалификации (23 лекции и 24 мастер-класса) у ведущих российских мастеров театрального дела. На мастер-классах, практикумах, экскурсиях они исследовали производственные мастерские крупнейших театров Москвы — Большого, МХТ им. Чехова, театра им.Евг.Вахтангова, театра им.Пушкина, «Московской Оперетты», а также Новой сцены театра п/р О.Табакова и камерного театра МОСТ. Но мы не будем многословно описывать это событие, а лучше предоставим слово экспертам — модераторам и гостям образовательного проекта:
 
ВАЛЕРИЙ ФОКИН, председатель Гильдии театральных режиссёров России:
 — «Профессиональное техническое училище» —  мне кажется, это словосочетание сегодня крайне важно для театрального контекста, потому что многие профессии, к сожалению, исчезли. Ушли значимые люди — носители этих профессий, и сами профессии перестали быть привлекательными. Грамотный завпост, осветитель, технолог – это огромный дефицит. С одной стороны, в театр приходят медиа-технологии, которые требуют освоения, а с другой – нет людей,  которые могут это толково  использовать и вообще понимают, что такое современный театр. «Театральное ПТУ» реализует замечательную программу, которая даёт возможность перезагрузить, переформатировать работников постановочной части. Гильдия режиссёров очень нуждается в компетентных помощниках, каких воспитывает «ПТУ»!
 
АЛЕКСАНДР ЖУРАВСКИЙ, зам. министра культуры РФ
 — Министерство культуры не первый год поддерживает этот проект. Завпостов и других технических специалистов для театров сегодня готовится, к сожалению, явно в недостаточном количестве. Мы надеемся, что в результате этой работы ученики «ПТУ» приобретут именно те компетенции, которые позволят им поднять свои театры на новый художественно-постановочный уровень.  А Министерство культуры, в свою очередь, подумает о том, чтобы «Школа завпостов», ограниченная по срокам, получила финансовую возможность и серьезное образовательное продолжение в театральных вузах.
 
ЛАРИСА ЛОМАКИНА, театральный художник-сценограф
 — Это не просто проект, а очень важная позиция в жизни театра. К сожалению, многие театры сегодня сталкиваются с тем, что техническая сторона работает отдельно – а сценографы отдельно. Есть не то чтобы война, но некоторое противопоставление творческой и технической частей. А это неверно. То, что затеяли в «ПТУ», – это сближение фронтов и поиск правильного языка между сценографами и техническими службами. Мы очень заинтересованы друг в друге. И чем лучше мы будем подготовлены к диалогу друг с другом, тем лучше будет результат. Так вот «Театральное ПТУ» – это работа на результат.
 
ДМИТРИЙ РОДИОНОВ, главный редактор журнала «Сцена», генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина
 — «Театральное ПТУ» – это институция прямой коммуникации. Это очень важно сегодня – объединять профессионалов в таком формате. Технические специалисты театров в рамках этого проекта встретились не просто обменяться мнениями, а передать практический опыт из рук в руки. Иными способами профессия завпоста и не передается. Сегодня пространство вокруг, увы, работает на разъединение. А наше собрание — это такой контрапункт, спасительное движение к объединению, которое обязательно нужно поддерживать!
 
МИХАИЛ ПУШКИН, художественный руководитель Театрального центра СТД РФ «На Страстном»
 — В очередной раз «Театральное ПТУ» доказало необходимость профильного образования для всей театральной России. Участники из регионов во время проекта определили свои профессиональные горизонты, к котормы необходимо стремиться. Уровень технической осведомленности в региональных театрах крайне низок. Люди не знают передовых технологий и зачастую потому, что считают их просто недоступными для себя и для театра. «Театральное ПТУ» доказывает обратное: и технологиями овладеть не так сложно, и все передовые компьютерные программы в открытом доступе, и найти изящное постановочное решение в очень скромных финансовых условиях тоже можно. Практический проект «Вода», завершивший «Театральное ПТУ» это наглядно продемонстрировал. За несколько дней было найдено инженерное решение, благодаря которому мы теперь обеспечим привоз одного зарубежного спектакля на фестиваль моно-спектаклей Solo из Европы, Для участников это стало показательным примером: теоретические знания могут и должны стать реальной ежедневной практикой человека театра.
 
Главным итогом 3-й сессии проекта, о необходимости которого говорят все участники и эксперты, стала идея глобального Интернет-ресурса — общей коммуникативной площадки, выполняющей функцию «скорой помощи» техническим специалистам театров по всей стране.
 
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».